Железнодорожный транспорт России, Топ-20 событий 2013 года

Аналитический холдинг Фонд «Петербургская политика»
holding-media.ru fpp.spb.ru

Аналитический холдинг и Фонд «Петербургская политика» представляют серию обзоров «Топ-события 2013 года в российских отраслях».

В рамках обзоров выявляются наиболее значимые и резонансные, по мнению авторов, события, которые определили специфику ситуации в отрасли в уходящем году – действия ключевых игроков, конфликтные точки, изменения на рынке, решения органов государственной власти.

В рамках серии будут представлены обзоры по ключевым событиям в авиационном и железнодорожном транспорте, космической отрасли, металлургии, агропромышленном и оборонно-промышленном комплексах, электроэнергетике, ЖКХ, производстве алкоголя, потребительском кредитовании и других отраслях.

Аналитический холдинг (www.holding-media.ru) основан в 2009 году бывшими сотрудниками одного из департаментов Центра политической конъюнктуры России. Основная специализация компании – подготовка медиа-исследований по ситуации в отраслях российской экономики.

Фонд «Петербургская политика» (fpp.spb.ru) работает на рынке с 2002 года и является одним из наиболее цитируемых исследовательских фондов, активно публикующих рейтинги и обзоры политических процессов и ситуации в российских регионах.

Мы будем признательны за упоминание нашего авторства обзоров при публикации в средствах массовой информации.

 

 

Железнодорожный транспорт России

 

Топ-20 событий 2013 года

 

 

ПОЗИ-ЦИЯ

СОБЫТИЕ

ОПИСАНИЕ

1

Борьба вокруг финансирования из средств Фонда национального благосостояния проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань 

На Петербургском экономическом форуме Владимир Путин поручил правительству сформировать механизмы реализации трех инфраструктурных проектов, на которые будут направлены средства из Фонда национального благосостояния, – высокоскоростной магистрали Москва – Казань, Центральной кольцевой автодороги и модернизации Транссиба. 31 июля было объявлено о выделении государством 650 млрд руб. на сооружение магистрали Москва – Казань. Время в пути следования (770 км) должно составить 3,5 часа, а в случае последующего продления до Екатеринбурга (1595 км) – до 8 часов. Первый экспериментальный участок Нижний Новгород – Чебоксары планировалось соорудить к 2016 году. В ноябре предполагалось провести конкурс на разработку проекта, интерес к которому проявляли консорциумы немецкого Deutsche Bahn и французской SNCF.

Однако после пересчета специалистами РЖД стало известно об увеличении стоимости дороги длиной 770 км на 140 млрд руб. – до 1,068 трлн руб. На совещании у В.Путина 6 ноября было принято решение отложить финансирование проекта, как минимум, до 2014 года. В то же время участники рынка продолжали сообщать о возможности проведения тендера на строительство в марте 2014 года.

В декабре появились сообщения о разработке Минтрансом проекта стратегии развития транспорта до 2030 года. Объем вложений в высокоскоростные железные дороги (350-400 км/ч) предложен в документе на уровне 6,5 трлн руб. Согласно документу, трасса Москва – Казань – Екатеринбург должна получить ответвления на Уфу и Пермь.

Тем временем в декабре в Татарстане прошли организованные КПРФ акции протеста, на которых был инициирован сбор подписей против строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Участники акций в том числе обращали внимание на пример Сочи, где из-за федеральных проектов проводился масштабный снос жилых домов.

2

Утверждение инвестиционной программы РЖД на 2014-2016 гг. в размере 1,2 трлн руб. и замораживание тарифов на 2014 год

14 ноября правительство РФ утвердило инвестиционную программу РЖД. Ее объем был уменьшен более чем на треть – с 1,9 трлн руб. 43% расходов возьмет на себя государство, 47% - РЖД, 10% будут покрыты займами. Объем расходов в 2014 году составит 395,6 млрд руб., 2015 – 415,2 млрд руб., 2016 – 438,4 млрд руб. Государственные средства направляются на финансирование крупных проектов – в том числе модернизацию БАМа и Транссиба. В ответ на секвестр инвестпрограммы руководство РЖД заявило о возможности сокращения персонала на 60 тыс. человек.

Кроме того, правительство отказалось от индексации в 2014 году железнодорожных тарифов. В то же время дискуссионным остался вопрос о возможности индексации тарифов на нефтеналивные грузы.

3

Скандалы в связи с публикациями о смене руководства

19 июня широкий резонанс получила информация о подписании Дмитрием Медведевым распоряжения об отставке Владимира Якунина с поста главы РЖД и назначении на этот пост его первого заместителя Александра Мишарина. Затем эта информация была опровергнута, а ее вброс объяснен от имени пресс-службы правительства хакерской атакой. В декабре В.Якунин заявил, что ему известны организаторы и исполнители этого шага.

В течение второй половины года ожидания экспертов относительно карьерной судьбы В.Якунина были крайне противоречивы. На это накладывалась публикация в блогах информации о «бизнес-империи» Якунина, допущенных им нарушениях при строительстве дачи и «шубохранилища», а также другие критические сведения о руководстве РЖД.

4

Конфликты вокруг возможности сокращения пригородных электричек

Руководство РЖД сообщило, что его дочерние компании будут заключать в 2014 году с регионами договоры на местные перевозки только в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. По заявлению компании, решения правительства о тарифах на грузоперевозки вынуждают РЖД оптимизировать свои потери в сфере пригородных железнодорожных перевозок. В течение нескольких месяцев компания обращалась к руководителям регионов с предложением заключить договор на транспортное обслуживание населения, однако не добилась успеха. В ряде регионов при участии местных железных дорог организовывались акции «Защитим электричку».

По расчетам РЖД, необходимый уровень компенсаций в 2014 году должен находиться на уровне 17 млрд руб., однако проекты региональных бюджетов закладывают на эти цели 7,6 млрд руб.

С июля 2012 года было отменено более 300 пригородных поездов – в том числе около 40% в Курганской, Челябинской, Новгородской областях.

5

Сокращение объемов грузовых железнодорожных перевозок в 2013 году на 3% и снижение производства грузовых вагонов на 20,3% 

За 9 месяцев 2013 года погрузка на сети РЖД снизилась на 3% в сравнении с показателем аналогичного периода 2012 года - до 924,3 млн тонн.

Производство грузовых вагонов в России за этот период сократилось на 20,3%, до 43,1 тыс. единиц. Снижение произошло у большинства заводов: "Уралвагонзавод" на 30%, до 9,6  тыс., "Рузхиммаш" - на 10%, до 2,3 тыс., "Промтрактор-Вагон" (входит в концерн "Тракторные заводы", принадлежащий Внешэкономбанку) - на 68%, до 1 тыс. штук.

6

Сокращение расходов РЖД на оплату персонала

В начале декабря руководство РЖД объявило, что 27% сотрудников кампании трудятся в режиме неполной рабочей недели. Впервые использование такой практики началось в мае в связи с падением погрузки. После сентябрьского замораживания правительством тарифов на госмонополии в 2014 году В.Якунин сообщил об угрозе увольнения 60 тыс. человек или переводе на 4-дневную рабочую неделю свыше 300 тыс. сотрудников из общего числа 935 тыс. работников РЖД.

7

Завершение инфраструктурных проектов РЖД, приуроченных к Олимпийским играм в Сочи

 

 

 

28 октября  был открыт железнодорожный вокзал в Адлере, увеличивший пропускную способность станции с 15 тыс. до 30 тыс. человек в час. 1 ноября с Казанского вокзала Москвы был отправлен первый в истории российских железных дорог двухэтажный поезд в Сочи, состоящий из 15 вагонов. В тот же день был запущен электропоезд «Ласточка», следующий из Сочи до вокзала Красная Поляна с остановками на станциях Мацеста, Хоста, Адлер и Эсто-Садок. Запуск железнодорожного сообщения с горнолыжным курортом стал возможным после завершения строительства совмещенной автомобильно- железнодорожной магистрали Адлер - Альпика-Сервис. На вагоны «Ласточка» (Desiro) производства концерна Siemens в 2011 году была введена нулевая пошлина. Совет Евразийской экономической комиссии подтвердил 15 февраля продление нулевой пошлины до 31 декабря 2014 года.

8

Запуск аэроэкспресса в Казани и подготовка «Аэроэкспресса» к покупке двухэтажных вагонов

Скоростная дорога между центром Казани и аэропортом была запущена 22 мая в преддверии Международной универсиады. В день курсирует 10 пар поездов. Продолжительность поездки составляет 20 минут.

Кроме того, «Аэроэкспресс» заключил кредитный договор с швейцарским Gazprombank на 2 млрд руб. сроком на 15 лет. Средства от кредита планируется направить на покупку двухэтажных вагонов, которые будет поставлять швейцарская Stadler. Предполагается, что по контракту к 2015 году будет приобретено около 150 вагонов. К этому времени оператор ожидает двукратного увеличения пассажиропотока.

9

Рамочное соглашение о возобновлении строительства железнодорожной ветки Кызыл - Курагино

В период проведения X Красноярского экономического форума представители Минтранса, администрации Красноярского края, правительства Тувы и «Тувинской энергетической промышленной корпорации» Руслана Байсарова подписали рамочное соглашение о возобновлении строительства ветки. По оценкам ТЭПК, стоимость проекта составит 150 млрд руб. Четкой информации о сроках строительства и источниках финансирования в документе нет. Руслан Байсаров сообщал, что готов реализовать проект без участия госсредств, только за счет частных инвесторов. Ветка Кызыл - Курагино длиной 402 км должна связать единую систему железных дорог с Элегестским угольным месторождением в Туве. Временная лицензия на его освоение передана «Тувинской энергетической промышленной корпорации».

10

Ввод в действие совместной железнодорожно-паромной линии «Порт Самсун - Порт Кавказ» через Черное море

19 февраля в порту города Самсун на черноморском побережье Турции состоялось торжественное открытие инфраструктурного комплекса, который обеспечит комбинированное паромно-железнодорожное сообщение между Россией и Турцией. Это позволит увеличить грузовые перевозки между двумя странами более чем на 15%, а объем международного грузового транзита между РФ и Турцией - на 15-20% в первые годы. С 2010 года переправа эксплуатировалась в тестовом режиме.

11

Подписание соглашения между Россией и Китаем о строительстве железнодорожного моста через Амур

В рамках XVII Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о строительстве железнодорожного моста через реку Амур в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян (КНР). Соглашение подписали губернатор ЕАО Александр Винников, гендиректор «Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Павел Грачев, губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао, заместитель начальника Харбинского железнодорожного управления Сюй Цзяцзюнь и мэр города Тунцзян Ван Цзинь. В документах отражен план-график взаимодействия сторон для организации строительных работ по проекту. К строительству планируется приступить до конца 2013 года.

12

Подписание соглашения о строительстве крупной железнодорожной ветки во Вьетнаме

14 мая в присутствии премьер-министров России и Вьетнама был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве в реализации проекта строительства железной дороги на юге Вьетнама, которая соединит порт Вунг Тау с промышленным районом в Хошимине и протянется дальше, к двум месторождениям бокситов в провинции Бинь Фыок. По этой дороге компания An Vien, владеющая месторождениями, будет вывозить бокситы морем на экспорт.

13

Подача заявки РЖД на покупку греческих транспортных активов: порта Thessaloniki, железнодорожного перевозчика TrainOSE и ремонтной компании Rosco

Фонд по управлению государственным имуществом Греции Hellenic Republic Asset объявил о начале сбора заявок от претендентов на покупку 100% уставного капитала компании Rosco. В. Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об участии РЖД в приватизации греческого порта Thessaloniki, железнодорожного перевозчика TrainOSE и ремонтной компании Rosco. РЖД попросила разрешения на покупку этих активов, апеллируя к стратегическим интересам России в Европе. Стартовая цена трех компаний — более €140 млн.

14

Принятие серии регулирующих норм после железнодорожных катастроф

 

 

Высший арбитражный суд объявил о введении полной ответственности РЖД за сохранность грузов в авариях на железных дорогах. Разбирательство происходило в связи с аварией в мае 2011 года в Волгоградской области, где состав столкнулся с «Камазом» на железнодорожном переезде. Перевозимые тем составом вагоны принадлежали компании «Русский мир» и не подлежали восстановлению. После серии судебных споров ВАС принял сторону «Русского мира», установив, что Устав железных дорог предусматривает ответственность перевозчика независимо от того, имеется ли его вина в утрате и повреждении груза.

При расследовании происшествия на перегоне Слюдянка-Утилик участка Иркутск - Улан-Удэ 12 января, повлекшего гибель локомотивной бригады, выявлены факты продления сроков службы литых деталей, не  согласованного с заводом-изготовителем и не введенного в действие в установленном законом порядке. Было принято решение о запрете на продление срока службы устаревших литых деталей. С 1 апреля РЖД ввела запрет на погрузку вагонов внутригосударственного сообщения, если тем остается менее 30 дней или 10 тыс. км пробега до предстоящего ремонта. Был также утвержден полный запрет на продление эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. Временное продление ограничивается сроком в 1 год. В то же время независимые перевозчики выступили с критикой ряда введенных ограничений, указав на различия оценок РЖД и внешних экспертов относительно признания негодным литья, подлежащего ремонту. Критику со стороны независимых операторов вызвал и другой шаг РЖД по регулированию отрасли - установление безусловного контроля над недопустимостью превышения станциями погрузки и погранпереходами пропускной способности. Система контроля лимита применяется, если станция полностью забита вагонами.

15

Унификация ставок на грузовые железнодорожные перевозки

Федеральной службой по тарифам была проведена унификация прейскуранта на грузовые железнодорожные перевозки. Из него был исключен раздел, определяющий тарифы для перевозки через сухопутные пограничные переходы ряда типов грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. С августа РЖД установила надбавки на железнодорожные перевозки ряда грузов через сухопутные пограничные переходы РФ. Ранее эти коэффициенты устанавливала ФСТ, однако после создания Таможенного союза такой функцией была наделена РЖД. В частности, надбавки были установлены на перевозки нефтяных грузов в цистернах, на перевозки чугуна в полувагонах в направлении иностранных портов через страны Балтии и Финляндию (от 11,5% до 13,4%), перевозку стали в слитках, ферросплавов, стальных заготовок, рельсов и труб на тех же направлениях (от 8,7% до 13,4%), лесоматериалов и ряда других товаров.

16

Разногласия вокруг организации железнодорожных перевозок гуманитарной помощи в районы Дальнего Востока

Во время сбора помощи пострадавшим от наводнения районам Дальнего Востока высказывался ряд замечаний из-за сбоев в исполнении президентского указа о бесплатной отправке гуманитарных грузов в пострадавшие районы. В частности, РЖД отказала Бурятской епархии Русской православной церкви в бесплатной доставке гуманитарной помощи на Дальний Восток. Активисты Общероссийского народного фронта заявляли о выявлении проблем с поставкой грузов. По утверждению депутата Госдумы РФ А.Богомаза, собравшего 50 тонн картофеля, отправителю было предложено воспользоваться вагоном-рефрижератором (для выделения которого требовалось представить не менее 200 тонн груза) или отложить отправку до весны 2014 года.

17

Запуск в России производства длинномерных рельсов

В июне компания «Мечел» запустила новое производство длинномерных рельсов. Объем инвестиций на строительство универсального стана составил 715 млн долл. Использование длинномерных рельсов позволяет обеспечить бесстыковой железнодорожный путь и тем самым снизить стук вагонных колес.

18

Запуск программы динамического ценообразования по продажам билетов в купе, СВ и люкс

 

1 марта РЖД начала продажу билетов в вагоны «купе», «СВ» и «люкс» с применением динамического ценообразования. Новая схема коснулась составов, курсирующих из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Смоленск и обратно. Стоимость билетов  изменяется в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. В первые дни продаж (за 45 суток до отправления – кроме «высокого сезона» и праздничных дат) цена устанавливается на минимальном уровне, затем она может увеличиваться.

В ноябре была расширена предварительная продажа билетов на ряд маршрутов. Билеты на ряд поездов из Москвы в Санкт-Петербург, Казань, Самару, Ульяновск, Воронеж, Липецк, Тамбов, Нижний Новгород, Чебоксары, Киев, Харьков стало возможным приобрести за 60, а не только за 45 суток до отправления.

19

Ввод системы выборочного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа на железнодорожных вокзалах

С 1 апреля на 32 железнодорожных вокзалах России введена система выборочного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа. Выборочный досмотр проводится в рамках Комплексной программы безопасности населения на транспорте, разработанной российским правительством. Многие эксперты высказывали критические замечания относительно целесообразности таких мер и угрозы создания дополнительных неудобств из-за очередей на вокзалах.

20

Открытие в Санкт-Петербурге первого в России магазина duty free на железнодорожном вокзале

Первый магазин был открыт на Финляндском вокзале в терминале, откуда поезда «Аллегро» отправляются в Хельсинки. Пассажиры получили возможность осуществлять заказ товаров через Интернет в магазине беспошлинной торговли duty free, которые они желают получить в дороге. Единым оператором по открытию магазинов duty free на железнодорожных вокзалах РФ стала корпорация «АэроТрейдСервис».