Россия в ВТО и Таможенном союзе: карта конфликтов

Фонд «Петербургская политика»

Россия в ВТО и Таможенном союзе: карта конфликтов

15 мая 2013 года

Введение

Рейтинг. Топ-15 актуальных и потенциальных конфликтов с ВТО и Таможенным союзом (ранжированы по степени перспектив для разбирательства в уполномоченных органах)

1. Применение Единого таможенного тарифа (ЕТТ)

2. Запрет на импорт мяса из США и Канады

3. Запрет на импорт мяса из ЕС

4. Введение утилизационного сбора на автотранспорт из ЕС

5. Запрет экспорта необработанной древесины

6. Субсидирование ЕС рыбодобывающих компаний в экономической зоне Мавритании

7. Запрет использования ПЭТ-тары для пищевых продуктов в РФ

8. Ограничение на использование заменителей солода в пивоварении

9. Ожидаемый запрет на ввоз семенного картофеля из ЕС

10. Введение утилизационного сбора на сельхозтехнику

11. Квотирование допуска импортной продукции легкой промышленности в торговые сети

12. Возможное введение квот на прокат зарубежной кинопродукции

13. Сохранение российской системы бездоговорного управления авторскими и смежными правами

14. Сохранение разного режима налогообложения для различных месторождений нефти

15. Недопуск иностранных компаний к разработке российского шельфа

Концептуальные конфликты

Отношения внутри ВТО

Опыт адаптации постсоветских стран к требованиям ВТО

Резюме

 

Введение

Фонд «Петербургская политика» представляет аналитический обзор «Россия в ВТО и Таможенном союзе: карта конфликтов».

Подготовка обзора была продиктована тем обстоятельством, что, несмотря появление истории присутствия РФ в указанных организациях (в ВТО с августа 2012-го, в Таможенном союзе ЕврАзЭС – с июля 2010),  общественное и медийное (а подчас и элитное) восприятие присутствия РФ в обеих организациях остается относительно незначительным. В то же время апелляция конкретных экономических игроков к темам ВТО и (в некоторых случаях) ТС становится все более активной при возникновении  конфликтных ситуаций.

В общественном мнении присутствие РФ в ВТО и Таможенном союзе характеризуется не только низким интересом, но подчас и забвением самого факта членства России в указанных организациях. В случае ВТО это объясняется несоизмеримостью масштабных (а порой апокалиптических) ожиданий и страхов с реальными последствиями, которые затронули ограниченное число сфер. Кроме того, действия российских властей, призванные продемонстрировать свое неприятие зарубежного воздействия на политическую сферу (реанимирование термина «иностранные агенты», провозглашение курса на «суверенизацию элиты») снизили ожидания того, что международные обязательства могут стать серьезным ограничителем и в экономических решениях. Что же касается Таможенного союза, то российское общество слабо различает между собой многочисленные интеграционные объединения (ЕвразЭС, Таможенный союз, ЕЭП, ШОС и т.п.), не имеет особых ожиданий от интеграционных процессов и все больше переходит в категорию «евразоскептиков», сомневающихся в возможности экономически выигрышного для страны партнерства с постсоветскими странами.

В реальности же присоединение России к Всемирной торговой организации в августе 2012 года в целом прошло относительно спокойно. Ни пессимистические прогнозы о резком ухудшении ситуации в ряде отраслей, ни заявления оптимистов о возможности заметного падения цен на товары из-за снижения пошлин оказались не соизмеримы с относительно незначительным эффектом от вступления в ВТО. Значительного увеличения потока дешевого импорта в Россию не произошло. Ожидания российского потребителя, который должен быть выиграть от снижения цен на розничную продукцию, не оправдались. Падение цен на свинину на внутреннем рынке, которое случилось благодаря снижению импортных пошлин, отразилось в цене для конечного потребителя ее уменьшением на 1%.

Часть отраслей российской экономики практически не затронуто темой ВТО – либо условия международной торговли в них были либерализованы до присоединения к ВТО (например, ввоз самолетов или компьютерной техники), либо сектору удалось выставить максимальную защиту от мировой конкуренции, пролоббировав  оптимальный для себя режим (например, недопуск на  российский рынок филиалов иностранных банков и страховых компаний).

Наиболее резонансной темой в связи с ВТО и необходимостью защиты внутреннего рынка оказалась ситуация в сельскохозяйственном секторе, в частности свиноводстве. Это связано с тем, что в течение последних нескольких лет были произведены существенные инвестиции в крупные животноводческие комплексы, целью строительства которых было окончательно закрепить российский рынок за местными производителями мяса. В то же время активный переговорный процесс по созданию благоприятных условий для российских товаров на зарубежных рынках, по сути, так и не был начат. Многие эксперты объясняют это слабой информированностью российских чиновников и дипломатов о правилах и нормах ВТО. Интересно, однако, что здесь Россия заметно уступает Украине, которая весьма активно (хотя и не бесконфликтно) стремится получить выгоду от правил ВТО. Ограничения для российских товаров на мировых рынках автоматически сняты не были (из 94 антидемпинговых мер, которые применяются к товарам российского экспорта, сняты только 4, за отмену остальных необходимо вести борьбу в рамках согласительных процедур ВТО).

Внутри России появление «рамки» ВТО запустило целый ряд адаптационных процессов, которые в конечном счете должны будут снизить изоляцию российского производственного сектора от мирового. Дополнительная интрига создается тем фактом, что на фоне адаптации к ВТО в России предпринимается попытка создания собственной зоны свободной торговли в рамках Таможенного союза. Нормативная база этого объединения, в частности разрабатываемые в рамках ТС технические регламенты, в отдельных случаях предлагает либеральные меры, которые полностью соответствуют нормам ВТО, что вызывает возражение со стороны представителей отечественной промышленности. В других случаях, напротив, закладываемый в регламент режим благоприятствования локальным производителям может привести к конфликту с членами ВТО.

В тех секторах, где российские производители имеют ярко выраженные амбиции и существенную долю на внутреннем рынке, не будучи при этом защищенными официальным статусом «стратегической» сферы (типа банковского сектора), адаптационные процессы идут более жестко.  Наиболее яркие примеры – защитные меры, выдвинутые с подачи лобби в агропроме и автопроме и напрямую противоречащие нормам ВТО, что в ближайшее время может привести Россию к судебным спорам с партнерами по ВТО, прежде всего – с ЕС и США. В некоторых секторах также нарастает ожидание отрицательных эффектов после окончания переходного периода, который оговорен в документах о вступлении России в ВТО и должен завершиться в 2019 году.

Другим следствием присоединения России к ВТО стало серьезное обострение конфликтов в отдельных отраслях, вызывающих обращение спорящих сторон не столько к нормам, сколько к «принципам ВТО». Особенностью ВТО является то, что это организация клубного типа, где единицей отношений является двусторонний (многосторонний) переговорный процесс стран-членов или групп стран по тому или иному поводу с опорой на собственно «принципы ВТО» - равные права, взаимность, прозрачность, создание действующих обязательств и возможность национальных правительств создавать механизмы защиты внутреннего рынка в социально значимых отраслях. Таким образом, любая мера по защите рынка национального правительства страны-участника ВТО может быть рассмотрена и затем оспорена в Комиссии по спорам ВТО ее торговыми партнерами. Принципы и соответствие им имеют огромное значение, поскольку именно с ними сверяются национальные нормы регулирования и на их основании выдаются собственно предписания ВТО. В этом контексте периодически возникающее у России нежелание открывать или либерализовывать какие-то рынки уже является поводом для возникновения напряженности в отношениях с ВТО. Помимо наиболее резонансных споров вокруг утилизационного сбора с автомобилей и возможных ограничений в АПК нарастает целый ряд конфликтных ситуаций  в лесной промышленности, производстве тары, пивной отрасли.

Наряду с апелляцией к требованиям ВТО камнем преткновения становятся регламенты Таможенного союза, которые нередко также нацелены на либерализацию отраслей и недопущение искусственных ограничений.  Кроме того, в случае Таможенного союза существует диспропорция между формально заявляемым равноправным диалогом и стереотипами о возможности продавливания тех или иных мер во взаимоотношениях с постсоветскими странами.

В целом же заметно повышаются шансы повторения Россией опыта Украины в ВТО – только уже в негативном ключе: после паузы первых месяцев Киев начал активно продвигать протекционистские меры по защите отдельных отраслей, что вызвало серьезные межгосударственные конфликты с другими членами ВТО.

 

Рейтинг. Топ-15 актуальных и потенциальных конфликтов с ВТО и Таможенным союзом (ранжированы по степени перспектив для разбирательства в уполномоченных органах)[1]

Конфликт

Суть конфликта

Потенциал урегулирования

 1. Применение Единого таможенного тарифа (ЕТТ)

ЕТТ, который начал применяться летом 2012 года в новой редакции, в ряде случаев не всегда соответствует сути обязательств России перед ВТО.

В рамках ЕТТ в некоторых случаях применяются так называемые комбинированные пошлины, где есть специфические части (за единицу товара) и адвалорные (в процентах от стоимости единицы товара). По правилам ВТО Россия имеет право использовать подобные пошлины, но только при обеспечении эквивалентности уровня тарифной защиты (если пошлина составляет  20%, но не менее 5 евро, то эти 5 евро должны обеспечить сохранение уровня тарифной защиты в 20%, но не больше). То есть адвалорная составляющая должна быть больше или равна специфической.

 

В рамках ВТО РФ имеет право применять как специфическую, так и адвалорную таможенную пошлину. Но пошлины, вне зависимости от их вида, должны быть эквивалентны с точки зрения уровня тарифной защиты. Партнеры РФ по ВТО посчитали, что в некоторых случаях РФ от этого правила эквивалентности отошла. В результате консультаций в рамках ВТО примерно по трети позиций РФ согласилась адаптировать специфическую составляющую пошлин.

Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров - низкая.

2. Запрет на импорт мяса из США и Канады

В начале декабря 2012 года Россельхознадзор ввел требование к импортерам свинины и говядины из США и Канады представлять сертификат о том, что они не используют рактопамин. Запрет на импорт в Россию говядины, свинины, индейки и субпродуктов из США вступил в силу 11 февраля 2013 г. В ответ США заявили о разочаровании нежеланием РФ одобрить стандарты, предусмотренные международным Пищевым кодексом и допускающие использование рактопамина (кормовой добавки для увеличения мышечной массы, запрещенной в 160 странах).

Начало Минсельхозом РФ работы по разработке и внедрению российской национальной системы оценки качества мяса КРС, включая разработку российского национального стандарта на мясо КРС высшей ценовой категории, позиционировалось как способ защиты потребителя от низкокачественного импорта, поскольку в противном случае качество мяса будет определяться по зарубежным стандартам – в том числе канадским и американским, которые расцениваются как недостаточно жесткие.

И Канада, и США считают действия РФ противоречащими нормам ВТО.

Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров – невысокая, США и Канада будут стремиться к двустороннему урегулированию конфликта.

Выигравшей стороной от введенного запрета на ввоз мяса из США и Канады называют Бразилию, а также отечественных производителей.

3. Запрет на импорт мяса из ЕС

Россельхознадзор в ближайшем будущем может ввести запрет на поставку в РФ охлажденного мяса из всех стран Евросоюза. В отношении многих стран подобные запреты уже действуют.

Так, с октября по ноябрь 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота (и связанных с ним генетических материалов) из Австрии и Финляндии, а также транзит такого крупного рогатого скота в связи с ветеринарными проблемами. С конца ноября 2012 года также временно запрещен импорт живых свиней, спермы хряков, свинины, сырья свинины и товаров из Латвии, которые не подвергаются термообработке (по крайней мере, при 70 градусах Цельсия).

20 марта 2013 года Россельхознадзор приостановил импорт живых свиней, а также крупного и мелкого рогатого скота из Евросоюза  из-за вспышек в странах ЕС заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг, и широкого распространения другого вирусного заболевания - блютанг. Партнеры России по ВТО в ответ согласились  рассмотреть вопрос о возможном повышении пошлин на импорт живых свиней до 20%. Глава Минсельхоза РФ Николай Федоров заявил, что вопрос повышения пошлин на импорт живых свиней в рамках ВТО находится на стадии переговоров и может затянуться на длительное время.

С 21 декабря 2012 года Россия ввела запрет на ввоз крупного и мелкого рогатого скота из Швеции (и связанных с ним генетических материалов), а также на транзит через Россию такого крупного рогатого скота

В конце января 2013 года Россия уведомила ВТО, что под запрет попадает мясо специально охлажденной свинины, говядины и птицы из Германии с 4 февраля 2013 года. Причины этого запрета не указывались, но отмечалось, что не было «надлежащего контроля ветеринарной службы Германии» в отношении такого экспорта. Эта мера получила особенно негативную реакцию в Европейском союзе, который опубликовал коммюнике, подчеркнув свое недовольство «необоснованной» и «непропорциональной» мерой.

ЕС считает введенные запреты грубым нарушением правил ВТО. В декабре 2012 года комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт публично предупредил Россию, что Европейский союз не потерпит этих мер и будет инициировать урегулирование споров в случае необходимости. Вероятность разбирательства в рамках Комиссии ВТО по урегулированию споров – высокая.

Выигрыш от запрета на импорт мяса из Европы получили российские производители мяса, по некоторым позициям – производители Латинской Америки.

4. Введение утилизационного сбора на автотранспорт из ЕС

Введение в начале 2013 года утилизационного сбора при импорте легковых автомобилей (20 тыс. руб.) и грузовиков и автобусов (150 тыс. руб.) вызвало резкое недовольство со стороны Евросоюза, заявившего о возможном обращении в суд ВТО. Хотя формально такие сборы не противоречат нормам ВТО и применяются во многих странах, основную критику вызвали способ взимания утилизационного сбора и его величина. После этого РФ пошла на уступки, объявив об установлении аналогичных сборов на продукцию российского производства. Еврокомиссия не стала возражать против разработанной российским правительством модели. Таким образом, автомобильный сбор сохранится. При этом Россия не обязана уведомлять ВТО об изменении размеров базовых ставок сбора и его коэффициенте.

6 февраля  2013 года Минпромторг РФ опубликовал проект постановления правительства о поддержке автопрома через госзаказ. Предполагается ограничить госзакупки машин только техникой, произведенной в России и Белоруссии. В пояснительной записке говорится, что проект постановления разработан во исполнение поручения Владимира Путина, данного в ходе совещания о поддержке российского автопрома 4 апреля 2012 года в Тольятти.

Вероятность обращения в Комиссию по урегулированию споров ВТО – невысокая, хотя как фактор раздражения в торговых отношениях РФ и ЕС данная мера будет сохраняться.

Бенефициарами данной меры считаются российские автопроизводители.

 

5. Запрет использования ПЭТ-тары для пищевых продуктов в РФ

Производители ПЭТ-тары резко выступили против положений проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», вводящего запрет на применение ПЭТ-упаковки для любых спиртных напитков.

Текущая версия технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» уже допускает розлив пива в ПЭТ-тару, однако запрещает ее использование для бутилирования другого алкоголя. Однако вокруг другого регламента – «О безопасности упаковки» - возможны дальнейшие споры. В декабре 2011 года с идеей о запрете пластика выступил Казахстан, однако в настоящее время он не настаивает на этой норме (в республике существует запрет на соответствующую упаковку – как считается, с целью ограничения дешевого импорта из РФ). Категорически против ограничений выступила Белоруссия, где 80% пива фасуется именно в ПЭТ-тару (в России – 50%).  Противником ПЭТ выступили Росалкогольрегулирование и Минздрав (хотя последнее ведомство признает отсутствие вреда от пластиковой упаковки). Против введения ограничений выступают Минпромторг, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. Между тем в январе 2013 года депутат от «Единой России» Михаил Тарасенко в обращении на имя А.Дворковича, а в феврале губернатор Вологодской области Олег Кувшинников уже в письме В.Путину попросили руководство страны ограничить использование пластиковой тары из антиалкогольных соображений.  Глава компании Carlsberg Йорген Расмуссен предположил, что запрет пластиковой упаковки может отпугнуть инвесторов во всех отраслях российской промышленности. Юристы отмечают, что  техрегламент с такими ограничениями не соответствует нормам ВТО, поскольку создает излишние препятствия для международной торговли. Установление ограничений ставит под сомнение цель реформы технического регулирования – устранение административных барьеров.

 

Запрет на использование ПЭТ-тары для алкогольной продукции противоречит соглашению ВТО по фитосанитарным нормам, а также создает технические барьеры в торговле. Производители пива даже пригрозили существенным падением инвестиций в российскую пивную отрасль.

Бенефициарами запрета являются производители крепкого алкоголя, а также компании, выпускающие стеклянную и алюминиевую тару. Росалкогольрегулирование полагает, что подобный запрет поможет снизить уровень потребления пива.

Встречные меры могут оказаться суровыми. В случае запрета ПЭТ-тары для спиртного России грозит конфликт как с ВТО (консолидация европейских производителей пива наверняка окажется высокой), так и с другим участником ТС - Белоруссией.

6. Запрет экспорта необработанной древесины

Российские власти объявили о запрете экспорта необработанной древесины хвойных пород для компаний, имеющих задолженность по аренде леса (фактически – для большинства участников рынка). В свою очередь, Евросоюз потребовал упрощения процедуры экспорта леса в рамках ВТО. Первоначально через ВТО было достигнуто соглашение по экспорту российского леса, однако вследствие того, что процедура экспорта по более низким ценам намного сложнее, чем процедура реализации леса внутри страны, поступают сигналы о дискриминации экспортеров производителями.

Еще в 2005-2007 годах РФ увеличила таможенную нагрузку на экспорт леса для давления на ВТО.

В рамках соглашения по вступлению в ВТО России не только не было разрешено увеличение экспортных пошлин на лес до уровня 80% от таможенной стоимости, но и было поставлено условие снизить их до 15% на сосну и 13% на ель. Помимо этого, с 2014 года произойдет увеличение квот на вывоз необработанного леса. Вероятность обращения ЕС или Финляндии в Комиссию по урегулированию споров ВТО невысока – двусторонний диалог в лесной отрасли длится уже много лет.

Бенефициарами заградительных мер на экспорт леса являются российские лесопереработчики и мебельщики. Кроме того, правительство в целом заинтересовано в повышении глубины переработки леса на территории РФ, в том числе и с участием иностранного капитала.

7. Субсидирование ЕС рыбодобывающих компаний в экономической зоне Мавритании

Россия впервые после вступления во Всемирную торговую организацию может привлечь ее для защиты своих интересов на мировом рынке. Это связано с прямым дотированием Европейским союзом своих рыбодобывающих компаний.

В промысле рыбы в экономической зоне Мавритании ЕС оплачивает своим рыбакам почти 60% стоимости роялти (периодическая компенсация). В Минэкономики ждут обращения Росрыболовства, чтобы начать работу по защите торговых интересов российских компаний.

Ранее Росрыболовство неоднократно заявляло о принципиальном значении присутствия российских судов в экономической зоне Мавритании и в водах Западной Африки в целом, а также о том, что суда должны работать там круглый год.

Основания для претензий к Мавритании в рамках ВТО обнаружили специалисты Росрыболовства после завершения работы профильной российско-мавританской комиссии. Они связаны с предоставлением неравных условий российским рыбакам по сравнению с европейскими коллегами.

 

8. Ограничение на использование заменителей солода в пивоварении

Российские пивовары выступили с критикой требований законодательства, обязывающего использовать при производстве пива не более 20% заменителей солода. По версии представителей отрасли, это противоречит традициям пивоварения, нормам европейских стран и принципам ВТО, провоцируя снижения сортового разнообразия на рынке. Было предложено внести в закон новое определение пива, не противоречащее мировым практикам.

Бенефициары запрета – российские производители солода. Вероятность инициирования разбирательства в суде ВТО – невысокая.

9. Ожидаемый запрет на ввоз семенного картофеля из ЕС

Россельхознадзор планировал введение запрета на ввоз картофеля из Европы с 1 апреля, однако отложил введение данной меры до 1 июня нынешнего года. В июне вступает в силу запрет на ввоз другого посадочного материала и горшечных растений.

Россельхознадзор сообщил об этой инициативе еще в январе. Ведомство обосновало ее нарушением европейской стороной международных норм, предусматривающих предоставление поставщиком информации о фитосанитарном состоянии продукции, а именно о зонах, местах и участках производства на территории стран ЕС, свободных от карантинных для России объектов.

В течение трех последних лет Россельхознадзором было выявлено 58 коммерческих партий картофеля с карантинными для России организмами — нематодами и картофельной молью. В то же время в ЕС уже 13 лет действуют ограничения на ввоз картофеля и саженцев из России.

Некоторые эксперты считают, что ограничение на ввоз семян - политическое решение. Германия запретила ввоз российского семенного картофеля, Россия ответила тем же.

Бенефициары запрета - российские семеноводы, которые лоббируют введение специальной программы господдержки. Вероятность урегулирования споров в суде ВТО невысока – семенной материал из Европы по ряду параметров отвечает менее жестким требованиям, чем те, что установлены в России.

10. Введение утилизационного сбора на сельхозтехнику

В декабре 2012 года было объявлено о введении утилизационного сбора на самоходные сельскохозяйственные и строительно-дорожные машины при их первичном выпуске в обращение на территории РФ. В числе других инициатив был запрет ввоза на территорию Таможенного союза бывших в употреблении комбайнов. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предложила ввести специальную пошлину в размере 27,5% в отношении ввозимых зерноуборочных комбайнов. По версии Минэкономразвития РФ, соглашение с ВТО предусматривает возможность применения членами специальных пошлин на основании предварительного решения о том, что имеются очевидные доказательства того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Претензий от членов ВТО по решению ЕЭК к настоящему времени не поступало.

Бенефициары введения сбора - российские сельхозмашиностроители, которые лоббируют принятие специальной программы господдержки.

11. Квотирование допуска импортной продукции легкой промышленности в торговые сети

Минпромторг РФ инициировал изменения в Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Среди анонсированных тем - установление обязательства торговых сетей по продаже продукции отечественной легкой промышленности. В перспективе это должно привести к тому, чтобы на полках торговых сетей присутствовало не менее 30% отечественных товаров. Кроме того, споры вызвало требование правительства РФ об использовании тканей отечественного производства при изготовлении форменной одежды для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Бенефициары – российские товаропроизводители. В то же время вероятно противодействие этой мере со стороны ритейлеров.

12. Возможное введение квот на прокат зарубежной кинопродукции

В декабре  2012 года вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк внес законопроект, предусматривающий квотирование показа в кинотеатрах отечественных фильмов -  20% всех киносеансов за квартал. Депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев в начале февраля 2013 года внес законопроект, согласно которому иностранным продюсерам для съемок фильмов на территории России придется заключать договоры на совместное производство с российскими продюсерами и компаниями и 60% ролей отдавать российским актерам. По версии депутата, прокатчики должны будут отдавать иностранным лентам не более 20% общего объема показов. На начало мая известно, что правительство РФ не поддерживает идею об отмене налоговых льгот для кинотеатров на показ зарубежных фильмов, поскольку эта инициатива противоречит обязательствам перед ВТО.

Анонсированная мера носит популистский характер и вряд ли будет законодательно реализована. Вместе с тем кинопроизводство уже пользуется значительной поддержкой государства,  расширить эту поддержку в кинопрокате будет сложнее.

13. Сохранение российской системы бездоговорного управления авторскими и смежными правами

Минэкономразвития и Министерство культуры РФ предложили сохранить отечественную систему бездоговорного управления авторскими и смежными правами на коллективной основе в течение 3-5 лет, несмотря на присоединение России к ВТО. Альтернативной точки зрения придерживается Евразийская экономическая комиссия, предлагающая исключить возможность сбора отчислений без контрактов с правообладателями, поскольку РФ взяла на себя соответствующее обязательство в январе 2013 года. Одним из участников конфликта стал глава Российского союза правообладателей Никита Михалков, выступивший с критикой поправок ЕЭК и призвавший «не допустить ущемления права российских правообладателей». Критики Михалкова расценили действия правительства как лоббирование интересов авторских обществ – Российского союза правообладателей, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского авторского общества.

В целом лобби РАО, ВОИС и РСП удалось одержать временную победу. Эксперты считают, что жалобы в орган по решению споров ВТО начнут поступать от членов этой организации уже к концу года. В прессе появлялись публикации о возможности асимметричного ответа зарубежных партнеров – через пересмотр льгот по экспорту металлов из России.

14. Сохранение разного режима налогообложения для различных месторождений нефти

Неодинаковые экспортные пошлины на нефть из разных месторождений расцениваются ЕС как не соответствующие нормам ВТО, однако РФ не считает это проблемой.  Российский парламент в сентябре 2012 года  принял закон об особых формулах расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, согласно которому правительство наделяется полномочиями по установлению особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сверхвязкую на 10 лет с момента применения пониженной ставки экспортной пошлины, но не позднее 1 января 2023 года. Ставки вывозных таможенных пошлин, рассчитанные по таким формулам, не должны превышать 10% от установленной правительством ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на соответствующий календарный месяц.

Особые формулы также могут устанавливаться правительством и в отношении нефти сырой с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на месторождениях, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пределах морского дна внутренних морских вод РФ, в пределах дна территориального моря РФ, в пределах континентального шельфа РФ.

По новым правилам получить льготу по экспортной пошлине могут только месторождения, выработанные менее чем на 5% и с запасами от 10 млн т. При этом главный критерий - выход на расчетную внутреннюю норму доходности в 16,3%. При ее достижении льгота больше не применяется, т.е. ставка пошлины вырастает вдвое - до стандартных значений.

Экспорт нефти не подпадает под прямое регулирование ВТО. В то же время в протоколе о присоединении к ВТО зафиксировано, что динамика экспортных пошлин на нефть может быть нацелена только на их снижение. Россия брала на себя обязательство не повышать экспортные пошлины на нефть, поскольку их уровень влияет на цены сырья на мировом и внутреннем рынках, поэтому любые регуляторные меры, ведущие к фактическому увеличению ставок, могут спровоцировать претензии со стороны партнеров по ВТО.

15. Недопуск иностранных компаний к разработке российского шельфа

В связи со вступлением России в ВТО правительство планирует радикальную либерализацию правил работы нефтегазовых концернов в Арктике. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры «Газпрома» и «Роснефти». Однако у этой меры немало противников.

Недопуск к крупным сырьевым проектам, хотя и будет противоречить нормам ВТО, будет рассматриваться в плоскости двусторонних отношений РФ с партнерами по таким сырьевым проектам.

 

Концептуальные конфликты

Хотя тема принятых Россией обязательств в части экономической политики исчезает из медийной и экспертной повестки дня, интенсивность отдельных конфликтов в последние месяцы лишь нарастала. Наиболее острая борьба складывается по следующим направлениям:

 

Урегулирование споров с членами ВТО в вопросах пошлин и иных заградительных мер

Снижение импортных пошлин согласно требованиям ВТО и появление встречных «заградительных» мер и ограничений (утилизационные пошлины для импортных авто, комбайнов - 27,5%, увеличение пошлины на молочные продукты с 15% до 20%, запреты на ввоз живого скота и т.д.) свидетельствуют о сохранении внутреннего противостояния правилам ВТО. Шаги по защите российских производителей, разработке промышленной политики, созданию системы поддержки российского экспорта на сегодняшний день разрозненны. В результате при возникновении споров с ВТО выработка выгодной для российских игроков позиции будет затруднена.

 

Борьба за соблюдение духа и буквы ВТО на российском рынке и в рамках ТС

Попытки распространения ограничительных мер на импорт дополняются инициативами, связанными с изменением правил изготовления определенных товаров внутри России. Однако производители теперь получили возможность апеллировать к практике ВТО, указывая, что случаи «санитарного активизма» являются плохо закамуфлированными проявлениями внутреннего лоббизма с целью передела рынка. Наиболее острая борьба развернулась вокруг проекта технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» Таможенного союза. Камнем преткновения стал возможный запрет использования пластиковой упаковки для алкогольных напитков (интересно, что законы Белоруссии и Украины вообще не относят пиво к алкоголю).

 

Сложности с приведением производства и услуг к международным стандартам

Сегодня существенная часть российских промышленных предприятий находится на грани рентабельности и использует устаревшие технологии производства. Число таких предприятий в некоторых регионах доходит до 50%. Необходимость соответствовать международным стандартам производства и выпускаемой продукции означает вызов, который ими не будет преодолен. Например, Ассоциация российских фармпроизводителей предполагает, что более 300 российских фармкомпаний исчезнут уже в 2013 году, что впрочем, несущественно повлияет на рынок, поскольку более 90% препаратов выпускают 25 крупнейших предприятий, которые стандартам соответствуют. В то же время прекращение деятельности подобных экономических субъектов повлечет за собой определенные социальные проблемы и усилит концентрацию рынка. Для сектора услуг этот вызов выглядит менее жестким, но также присутствует. Например, российским гостиницам сложнее будет принимать иностранных гостей в связи с отсутствием «звездности».

С большой долей вероятности нас ожидают попытки разработки неких «патриотических» сертификаций и стандартов в противовес общепринятым международным.

 

Сомнения в эффективности российской экономической дипломатии на фоне неочевидности промышленных приоритетов

Инфраструктура пребывания России в ВТО на сегодняшний день не сформирована: до сих пор не приняты нормативно-правовые акты, которые бы регламентировали членство России в этой организации, представительство РФ при ВТО не создано и даже не заложено в бюджет, равно как и расходы на юридическое сопровождение участия России в работе органа по разрешению торговых споров ВТО. Кроме того, российские торгово-экономические приоритеты не сформулированы – это затруднит работу торговых дипломатов. Разочарование от вступления в рядах сторонников присоединения к ВТО могла бы смягчить конкретизация промышленной политики – но серьезного прорыва в этом направлении не наблюдается. Сырьевой сектор, который принято относить к числу бенефициаров вступления в ВТО, будет предъявлять более высокие требования к качеству экономической дипломатии, поскольку он имеет больше предпосылок получить максимум от членства России в ВТО как ее экспортная витрина. Продолжающийся мировой экономический кризис означает рост конкуренции производителей сырья, что может привести к новым торговым войнам в относительно беспроблемных пока для России секторах.

 

Неоднозначное восприятие заявки РФ на региональное лидерство

Постепенно все более заметным становится конфликт между адаптацией России к ВТО и началом активной фазы развития РФ собственной зоны свободной торговли с ближайшими соседями. Сегодня Россия находится в двух режимах - Таможенного союза и ВТО, их отдельные правила расходятся и даже противоречат друг другу. Таможенный союз и Единое экономическое пространство включают сегодня, помимо России, Белоруссию и Казахстан, которые только планируют стать членами ВТО. Время от времени появляются проекты интеграции в ТС Киргизии, Украины, Армении и Таджикистана, однако такая перспектива более призрачна. Более того, в этом случае возможно дальнейшее нарастание конфликта между нормами ТС и ВТО. Кроме того, неоднозначным остается отношение к этим проектам Евросоюза, продвигающего с 2007 года программу «Восточное партнерство»  с целью сближения ЕС с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией, Белоруссией и Украиной. Председатель комиссии по внешним отношениям Европейского парламента Эльмар Брок даже заявлял, что Евросоюз не может подписывать договоры о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле со страной, которая является членом инициированного Россией Таможенного союза, так как юридически это невозможно, и государствам-членам «Восточного партнерства» необходимо сделать выбор, если они стремятся к присоединению к зоне свободной торговли, предложенной Европейским союзом.

 

Отношения внутри ВТО

Основным источником трений в отношениях России со странами ВТО стали США и Европейский союз. Это связано не только с российскими заградительными пошлинами по некоторым категориям товаров, но и с техническими регламентами по отдельным товарным категориям, которые существуют в рамках Таможенного союза после 1 января 2012 года и едины для трех стран-членов ТС. В апреле 2013 года США опубликовали официальное уведомление с 29 вопросами к России. Не исключено, что после получения разъяснений США могут указать, что регулирование в Таможенном союзе противоречит правилам ВТО, и потребовать устранить нарушения, а в случает отказа жалоба может быть передана в Комиссию по урегулированию споров. Если США докажут, что регулирование в Таможенном союзе противоречит нормам ВТО, все три страны должны будут адаптировать свою политику под нормы ВТО.

Большое число споров возникает с Европейским союзом. В феврале 2013 года в официальном уведомлении ЕС просил Россию обосновать запрет на ввоз охлажденного мяса. Ситуация с российскими санитарными нормами и техрегламентами  вызывает у европейцев недоумение, однако, как и в случае с США, они не уверены в своей победе в случае судебных разбирательств, поэтому активно используют практику консультаций. В то же время само инициирование разбирательства в Комиссии по спорам ВТО может быть фактором давления и поводом для привлечения внимания.

«Притирка» к требованиям ВТО традиционно непросто складывалась и для других постсоветских стран (см. Таблицу).

 

Опыт адаптации постсоветских стран к требованиям ВТО

Страна

(год вступления)

Особенности адаптации

Киргизия (1998)

Первое вступление в ВТО на пространстве СНГ. Произошло беспрецедентно быстро (переговорный процесс занял 2,5 года). Негативным последствием этого была недостаточная проработка условий вступления. В частности, руководство  страны не оговорило для Киргизии статус развивающейся страны - вместо этого были приняты крайне тяжелые и жесткие обязательства развитой страны. Низкая конкурентоспособность товаров и услуг, производимых страной, не позволила ей успешно продвинуться на рынки развитых стран, а внутренний рынок оказался открыт для более дешевых и качественных товаров извне. Вступив в ВТО, Киргизия была вынуждена отменить экспортные субсидии для сельхозпродукции, отказалась от применения лицензирования или квотирования аграрного импорта, обязалась облагать импортируемые продукты таможенными пошлинами не более 10%. В итоге, несмотря на 15-летнее пребывание в ВТО, Киргизия имеет реэкспортную экономику - коэффициент покрытия импортом внутреннего рынка составил 91%.

За 15 лет членства Киргизия , согласно данным ВТО, не приняла участия ни в одном торговом споре – ни как истец, ни как ответчик, ни как третья сторона.

Грузия (2000)

Тарифные уступки по сельхозпродукции составили в среднем около 12%. Грузия активно использовала статус члена ВТО для формирования переговорной позиции с Россией во время замораживания официальных отношений между Москвой и Тбилиси.

Молдавия (2001)

Тарифные уступки на сельхозпродукцию составили около 15%. Переговоры велись в течение 8 лет. После присоединения к ВТО наблюдалось нарастание дефицита торгового баланса.

Армения  (2003)

Армения вступила в ВТО на крайне либеральных принципах - уменьшение технических барьеров в торговле, минимизация нетарифных мер регулирования, неприменение системы экспортного квотирования и экспортных пошлин, применение низких таможенных тарифов и т.д. Вхождение в ВТО явилось констатацией уже действовавших в Армении задолго до того либеральных торгово-экономических законов. Переговоры о членстве Армении в ВТО продлились более 10 лет. Армения обязалась не применять импортные пошлины выше 15%, а на практике на таможне все эти годы действует двухтарифная система ввозных пошлин - 0% и 10%, то есть на деле страна «перевыполняет» свои обязательства перед ВТО. В то же время присоединение к ВТО не позволило до конца решить проблему дискриминационных тарифов на транзит армянских грузов через территорию Грузии. Сальдо торгового баланса страны остается отрицательным, и разрыв между импортом и экспортом увеличился за годы членства в ВТО в 4 раза.

Единственный конфликт в ВТО с участием Армении был связан с предъявлением Украиной претензий по вопросу создания неблагоприятного режима импорта алкогольной и табачной продукции из Украины в Армению.

Украина (2008)

Украина оказалась для  ВТО крайне проблемным членом. Поводами для конфликтов были запрет на экспорт зерновых и преграды для экспорта металлолома, попытка вернуть 25-процентную ставку на импорт автомобилей. Одновременно Украина стала создавать проблемы новым странам-кандидатам торговой организации. Киев активно участвовал в переговорах о вступлении в ВТО всех его новых членов, включая Тонго и Вануату. Еврокомиссар по торговле Карл де Гухт заявлял в 2012 году, что все конфликты, связанные с пребыванием Украины в ВТО, объясняются тем, что страна «чувствует себя несчастной от членства в этой организации». В 2012 году министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявлял, что Украина еще не скоро договорится с ВТО о пересмотре пошлин для защиты своего рынка. В 2012 году Украина подала заявку на изменение условий членства в ВТО с целью повысить ввозные ставки по 371 товарной позиции. Такой пересмотр может стать крупнейшим в истории. Также вступает в силу введение Украиной защитных пошлин в отношении импортного автотранспорта - отменить это решение Киев призвали США, Япония и ЕС.

Притока зарубежных инвестиций, ожидавшегося на уровне 1% ВВП в год, не наблюдается. Кроме того, Украина превратилась в импортера овощной продукции, которую традиционно производила сама. Объем украинского экспорта в Россию превышает объем украинского экспорта во все 27 стран Евросоюза. В качестве истца Украина выступала в спорах с Арменией (меры по защите от импорта алкогольной и табачной продукции), Молдовой и Австралией (принятие «антитабачного» закона, устанавливающего новый дизайн пачек, якобы «подрывающего защиту прав интеллектуальной собственности», – при том что экспорт украинских сигарет в Австралию не производился) и один раз выступала ответчиком – также в споре с Молдовой.

Таджикистан (2013)

Участие в ВТО является проявлением многовекторной внешней политики. Преимуществ для экспортных товаров Таджикистана  – алюминия, хлопка и сельскохозяйственной продукции – на мировых рынка не ожидается. Наиболее чувствительные зоны для экономики страны - текстильная и аграрная промышленность. Таджикистан также ведет переговоры о присоединении к Таможенному союзу.

Белоруссия

(планирует вступить)

Белоруссия может вступить во Всемирную торговую организацию к 2015 году. Существенная изоляция экономики страны и слабость частного сектора замедляют ход переговорного процесса. Страна является членом Таможенного союза с Россией.

Казахстан (планирует вступить)

Казахстан находится на более продвинутой стадии переговоров о вступлении в ВТО, чем Белоруссия. В январе 2013 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил, что Казахстан может вступить в ВТО уже в этом году. Для Казахстана наиболее важной является защита локальных производителей в сфере сельского хозяйства, автопрома. Кроме того, страна является членом Таможенного союза с Россией.

Узбекистан

Страна ведет переговоры о вступлении ВТО, которые находятся на ранней стадии. Вступление Узбекистана в ВТО приветствуют США. Еврокомиссия выделила $1 млн для обеспечения процесса вступления в ВТО.

Азербайджан

Имеет статус наблюдателя при ВТО.

Туркменистан

Не имеет статуса ни члена, ни наблюдателя при ВТО.

 

Резюме

Итоги присоединения России к ВТО противоречивы. Их масштаб пока оказался несоизмерим ни с апокалиптическими прогнозами критиков, ни с оптимизмом активных сторонников.

На сегодняшний день еще не произошло привыкания России к присутствию в ВТО, слабым остается знание его нормативной базы. Как следствие, не возник фильтр против решений, противоречащих требованиям или принципам ВТО (АПК, автомобильная промышленность, лесная отрасль, производство полиэтиленовой тары и т.п.).

Можно ожидать учащения апелляции участников бизнес-конфликтов к тематике ВТО – как в целях получения защиты, так и в рамках дискредитации ВТО или его противопоставления Таможенному союзу, в том числе в рамках разработки технических регламентов с учетом различий законодательств России, Белоруссии и Казахстана.

 Ограничителем активности в указанной сфере будет выступать слабая освоенность российскими представителями в ВТО и ТС конкретных механизмов защиты интересов российской экономики в целом и отдельных отраслей.

 




[1] Подавляющее большинство конфликтов оценивается с точки зрения перспектив разбирательств в ВТО, поскольку уровень ожиданий от согласительных структур Таможенного союза существенно ниже. Одной из причин этого связана с тем, что участники ТС не воспринимаются как равноправные партнеры с сопоставимыми «пакетами акций» при обсуждении тех или иных спорных ситуаций.