Регион
|
Глава
|
Оценка (по 5-бал-льной шкале, в скобках – оценка в прошлом рейтинге)
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Год начала работы во главе региона
|
Срок окончания полномочий
|
Адыгея
|
Аслан Тхакушинов
|
3 (3+)
|
Удается поддерживать стабильность в регионе на приемлемом в сравнении со «среднекавказским» уровне. Конкуренты не проявляют высокой публичной активности, а отмена прямых выборов облегчает лоббирование продления полномочий в кулуарах без привязки к текущим рейтингам.
|
Оборотной стороной отмены прямых выборов может стать непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы, в том числе для действующих республиканских властей. Близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер.
|
2006
|
янв.17
|
Республика Алтай
|
Александр Бердников
|
4 (3+)
|
Является одним из рекордсменов по политическому выживанию. Хотя не является полноценным лидером общественного мнения, хорошие экономические показатели (в том числе развитие туризма), а также развитие особого сектора вип-туризма облегчает коммуникацию с высшими руководителями страны и предъявление результатов своей работы.
|
Отношение внутри элит к фигуре главы остается весьма сдержанным. Хотя А.Бердников выиграл прямые выборы, это стоило серьезных усилий и не дало ему большого политического преимущества.
|
2005
|
сент.19
|
Башкортостан
|
Рустэм Хамитов
|
3 (4)
|
В целом сохранил социально-политическую и экономическую стабильность в традиционно значимом регионе, не допустив серьезных эксцессов – в том числе в межнациональных отношениях.
|
Смена собственника «Башнефти» создает бюджетные риски и одновременно делает республику одной из приоритетных территорий для «Роснефти». В этой связи могут быть актуализированы тезисы об управленческой слабости главы, снижении лоббистского веса, недостаточном авторитете среди местных элит, нарушениях на выборах в Госдуму, утрате возникшей с заменой М. Рахимова энергетики.
|
2010
|
сент.19
|
Бурятия
|
Вячеслав Наговицын
|
2 (3)
|
Республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, а активность претендующих на контроль над республикой лоббистов невысока. Кроме того, удается избегать возникновения резонансных конфликтов в межэтнических отношениях.
|
Многочисленные конфликты с местными элитами окажутся в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий.
|
2007
|
Май 17
|
Дагестан
|
Рамазан Абдулатипов
|
3 (4)
|
После смены власти в республике удалось добиться снижения террористической активности и интенсивности контртеррористических операций. При этом в значимых для Центра ситуациях не препятствовал действиям федеральных силовых структур.
|
В случае обострения ситуации может быть реанимирован тезис о недостаточной управляемости, неполной готовности к выстраиванию сложных межклановых и межнациональных балансов. Также вопрос о власти в республике может стать проекцией расстановки сил между федеральными бизнес-группами, имеющими интересы в Дагестане (С.Керимов, З.Магомедов). Кроме того, наблюдается рост публичной активности ранее занимавшего пост главы республики М.Магомедова.
|
2013
|
сент.18
|
Ингушетия
|
Юнус-Бек Евкуров
|
4- (4)
|
Значимость противовеса Р.Кадырову на Северном Кавказе, реализующего альтернативную чеченской модель выстраивания социально-политического баланса.
|
Не удалось преодолеть проблему отсутствия социально-экономической самодостаточности республики. Критика семейственности во власти со стороны оппозиции.
|
2008
|
сент.18
|
Кабардино-Балкария
|
Юрий Коков
|
4 (4)
|
На фоне относительной стабильности федеральный Центр не имеет оснований активно вовлекаться в ситуацию внутри республики и брать на себя ответственность за серьезное изменение баланса сил.
|
Выходцы из республики продолжают периодически фигурировать в конфликтах вокруг незаконных вооруженных формирований.
|
2013
|
окт.19
|
Калмыкия
|
Алексей Орлов
|
4 (4)
|
Позволяет федеральной власти не вовлекаться во внутриреспубликанскую ситуацию, избегая серьезного обострения линий политической напряженности.
|
В силу периферийного положения республики в качестве контраргумента всегда может быть предъявлен тезис о дефиците позитивной динамики.
|
2010
|
сент.19
|
Карачаево-Черкесия
|
Рашид Темрезов
|
4 (4-)
|
Недавнее переназначение на фоне способности позиционироваться в качестве «современного» управленца.
|
Федеральный Центр слабо вовлечен во внутриреспубликанскую ситуацию, однако любое нарушение межэтнического и межкланового баланса в сложной с точки зрения национальных отношений и элитной конфигурации республике может побудить к переосмыслению результатов политики последних лет.
|
2008
|
сент.21
|
Карелия
|
Александр Худилайнен
|
3- (3)
|
Сумел нейтрализовать большую часть оппонентов, которые не смогли конвертировать рейтинги во властные позиции. Способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс. Вопреки прогнозам, относительно легко провел кампанию по выборам в Госдуму.
|
По мере приближения конца срока полномочий наблюдается дефицит позитивных аргументов в пользу его продления. Итоговое решение будет обусловлено в большей степени позицией и расстановкой сил федеральных лоббистских групп, а не ситуацией в самой республике.
|
2012
|
Май 17
|
Коми
|
Сергей Гапликов
|
4 (4)
|
Стремится сохранять эффект федерального назначенца, принявшего на себя «тяжелое наследие» прежнего руководства. Смог снизить влияние ряда бизнес-групп и при необходимости назвать их «виновниками» в случае ухудшения экономической или инфраструктурной ситуации.
|
«Дело Гайзера» парализовало существовавшую в республике систему управления, а продолжение череды уголовных дел усилило «фактор страха» среди высшего и среднего управленческого звена. Выстраивание новой управленческой конфигурации взамен разрушенной все еще находится в стартовой стадии.
|
2015
|
сент.21
|
Марий Эл
|
Леонид Маркелов
|
3 (4-)
|
Продемонстрировал способность вопреки высокому антирейтингу и электоральной усталости победить на прямых выборах. По отдельным подотраслям в экономике наблюдается улучшение показателей вследствие увеличения оборонных заказов. Для возможных внешних конкурентов республика остается малопривлекательным активом.
|
Переизбрание на новый срок произошло со скрипом. Кроме того, устойчиво пропагандируется тезис о постепенной утрате связи главы республики с реальностью.
|
2000
|
сент.20
|
Мордовия
|
Владимир Волков
|
4- (4)
|
В республике сохраняется социально-политическая стабильность. Подготовка к проведению Чемпионата мира-2018 остается одним из приоритетов и одновременно драйверов инфраструктурного развития. Постепенное дистанцирование нынешних элит от Н.Меркушкина снижает риски, возможные в случае замены самарского губернатора.
|
В.Волков воздерживался от попыток инициировать досрочные прямые выборы главы республики, что создает интригу накануне окончания полномочий. Проблемой для региона остается высокий уровень долговой нагрузки (хотя, по мнению ряда экспертов, речь в основном идет о бюджетных кредитах, которые федеральный Центр неформально обещал реструктурировать).
|
2012
|
Май 17
|
Саха
|
Егор Борисов
|
4 (4)
|
Руководит самодостаточным регионом, обеспечивающим благоприятную экономическую статистику и не формирующим негативную повестку дня на федеральном уровне. Отсутствие претензий со стороны федерального Центра. Поддержка со стороны "Алросы".
|
Как и любая закрытая управленческая система, административная система республики остается уязвимой для критики – в том числе за жесткость и элементы этнократии. Проблемой для Е.Борисова стало также безальтернативное выдвижение по округу в Госдуму одного из ключевых оппонентов – Ф.Тумусова. Дополнительную неопределенность может создать смена федерального куратора «Алросы».
|
2010
|
сент.19
|
Северная Осетия
|
Вячеслав Битаров
|
4 (4-)
|
Сохраняет карт-бланш благодаря недавнему вступлению в должность.
|
Кадровые решения по Северной Осетии принимались в последнее время весьма хаотично и не смогли преодолеть существующий в республике раскол элит.
|
2016
|
сент.21
|
Татарстан
|
Рустам Минниханов
|
5 (5)
|
Республика считается одним из «образцовых» регионов с точки зрения как экономики, так и политической управляемости. Это подкрепляется сильными лоббистскими позициями, а также неготовностью Центра вести собственную игру в республиканской политике. Кроме того, в мусульманском мире Минниханов способен отчасти уравновешивать активность Р.Кадырова и подключаться к участию в важных дипломатических вопросах (в том числе в части отношений с Турцией и другими тюркскими странами), является элементом баланса внутри мусульманского духовенства России.
|
Некоторые из экспертов указывают на диспропорцию между политически самостоятельной позицией республики и относительно слабым интересом к политике со стороны Р.Минниханова, предпочитающего больше концентрироваться на экономических вопросах. При этом республика не защищена от всплесков раздражения со стороны части федеральных элит в связи с ее подчеркнутой автономностью, а также периодическим выдвижением резонансных инициатив (например, продлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным Центром).
|
2010
|
сент.20
|
Тува
|
Шолбан Кара-оол
|
4+ (4)
|
Недавно победил на выборах главы республики. Сильной стороной остается поддержка С.Шойгу, позиции которого в Сибири после назначения полпредом С.Меняйло укрепились.
|
Республика остается несамодостаточным регионом со слабой экономикой, зависимостью от федерального бюджета и высоким потенциалом обострения межнациональной напряженности.
|
2007
|
сент.21
|
Удмуртия
|
Александр Соловьев
|
4 (4)
|
Сумел избежать ослабления управленческой системы в республике, позиции которой в экономике улучшаются благодаря росту объемов оборонного заказа.
|
Результаты работы остаются малоузнаваемыми на федеральном уровне, где нет четкого представления о степени успешности работы главы.
|
2014
|
сент.19
|
Хакасия
|
Виктор Зимин
|
3 (3-)
|
Хорошо знает ситуацию в республике, опираясь при этом на поддержку представленных здесь бизнес-групп, а также федеральных политических союзников.
|
В последние годы часто оказывается под ударом – в том числе в связи с антикоррупционными расследованиями и ростом бюджетных долгов.
|
2009
|
сент.18
|
Чечня
|
Рамзан Кадыров
|
5 (4)
|
Позиционируется как подчеркнуто безальтернативная фигура с рекордными лоббистскими возможностями, благодаря которым сумел сохранить проведение прямых выборов главы и предотвратить сокращение бюджетных ассигнований.
|
Оборотной стороной публичного стиля поведения и лоббистских успехов является накопление конфликтного потенциала в отношениях с федеральными ведомствами. При этом федеральные власти часто не имеют возможности для оценки реального уровня стабильности в республике и прочности созданной управленческой конструкции.
|
2007
|
сент.21
|
Чувашия
|
Михаил Игнатьев
|
4- (4)
|
Сумел «пересидеть» несколько атак со стороны оппонентов и претендентов на пост главы республики, избегая открытого вовлечения в публичные конфликты.
|
Не создал репутацию сильного управленца с мощной историей успеха.
|
2010
|
сент.20
|
Алтайский край
|
Александр Карлин
|
3+ (4)
|
Сумел гармонизировать отношения с ключевыми бизнес-группами, не допустить появления сильных оппонентов, стабилизировать ситуацию в Рубцовске.
|
Относительно низкая популярность и подчеркнуто жесткий стиль управления увеличивают число оппонентов и делают уязвимой для критики мишенью.
|
2005
|
авг.14
|
Забайкальский край
|
Наталья Жданова
|
4 (3)
|
Недавно победила на выборах, используя ресурс федеральной поддержки.
|
Приход на пост губернатора расценивается многими как случайный. Возможности вывода региона из исторически депрессивной экономической ситуации пока не очевидны.
|
2016
|
сент.21
|
Камчатский край
|
Владимир Илюхин
|
4- (5-)
|
Сумел избежать формирования негативной повестки дня.
|
Как и соседние главы, остается заложником между провозглашенными приоритетами развития Дальнего Востока и малоочевидными результатами этой политики.
|
2007
|
сент.20
|
Краснодарский край
|
Вениамин Кондратьев
|
4- (4)
|
Постепенно перешел к формированию собственной управленческой команды. Сумел сохранить внимание федеральной власти к развитию региона – в том числе в связи с проведением Чемпионата мира по футболу.
|
Критики указывают на постепенное снижение политической управляемости, периодические всплески социального недовольства, постепенное формирование оппонирующего полюса влияния вокруг А.Ткачева, зависимость губернатора от взаимоотношений между крупными федеральными ведомствами, а также угрозу снижения интереса Центра к вложениям в туристические объекты региона в связи с приоритетным развитием Крыма.
|
2015
|
сент.20
|
Красноярский край
|
Виктор Толоконский
|
4 (3)
|
Несмотря на существующий в крае скептицизм относительно политических возможностей губернатора, сумел одержать победу над сторонниками А.Быкова в ходе выборов в Госдуму РФ. В пользу губернатора также играют сбалансированность отношений с ключевыми бизнес-группами и конструктивный диалог с традиционно влиятельным ЗС.
|
По-прежнему слабо вписывается в местную ментальность, оставаясь мало понятным и для граждан, и для элит, привыкших выстраивать сложные комбинации. Лоббистские возможности на федеральном уровне остаются неочевидными. Возможны риски в связи с предстоящими непрямыми выборами мэра Красноярска.
|
2014
|
сент.19
|
Пермский край
|
Виктор Басаргин
|
2+ (3-)
|
Экономические показатели региона остаются благоприятными, а осенние выборы позволили ослабить позиции внутриэлитных оппонентов. Сохранение контроля над краевым парламентом повысило вероятность того, что к моменту выборов оппоненты придут не на пике форме, а широкая антигубернаторская коалиция создана не будет.
|
Вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. Силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой.
|
2012
|
Май 17
|
Приморский край
|
Владимир Миклушевский
|
3+ (4)
|
Благодаря успешному проведению крупных мероприятий и форумов создал региону образ «витрины» политики России на Дальнем Востоке. Арест мэра Владивостока И.Пушкарева ослабил позиции внутриэлитных оппонентов.
|
Арест И.Пушкарева усилил уровень управленческой дезорганизации и повысил риски, связанные с активным участием правоохранительных органов в политической жизни края. Фактором риска может стать отсутствие консенсуса по поводу успехов работы губернатора на своем посту.
|
2012
|
сент.19
|
Ставропольский край
|
Владимир Владимиров
|
4 (4)
|
Сумел переломить традицию частой замены губернаторов в крае. Экономические показатели региона в целом благоприятны, несколько снижен общий уровень депрессии среди населения.
|
Проблема экономической и иной экспансии из соседних регионов не разрешена и продолжает обостряться.
|
2013
|
сент.19
|
Хабаровский край
|
Вячеслав Шпорт
|
4- (4)
|
Закрепился на своем посту, минимизируя негативную повестку и создавая ожидания от края в контексте развития нефтегазовых и оборонных проектов.
|
Сохраняются проблемы в отношениях как с полпредством, так и с властями Хабаровска. На это накладывается дефицит общепризнанных достижений и общее накопление усталости.
|
2009
|
сент.18
|
Амурская область
|
Александр Козлов
|
3 (3+)
|
Несмотря на случайный характер назначения, сумел отбить первые атаки на себя и начать попытки выстраивания собственной конфигурации.
|
Существует почти не решаемая проблема невыигрышного позиционирования в сравнении с предшественником О.Кожемяко. На дефицит личной популярность накладываются слабые позиции в элитах и уязвимость перед атаками оппозиционных партий.
|
2015
|
сент.20
|
Архангельская область
|
Игорь Орлов
|
3 (4)
|
Сумел длительное время «продержаться» на губернаторском посту – в том числе благодаря пассивности конкурентов и отсутствию консенсусного кандидата на замену.
|
Ослабление лоббистского потенциала на федеральном уровне может стать импульсом к очередному обострению конфликтности в политической жизни региона.
|
2012
|
сент.20
|
Астраханская область
|
Александр Жилкин
|
4- (4-)
|
Политическое долгожительство позволило наработать значительные связи (в том числе благодаря организации вип-туризма), а также спозиционировать регион как «форпост» России на границе с мусульманским миром.
|
Общее накопление элитной и электоральной усталости сопровождается ухудшением бюджетной ситуации.
|
2004
|
сент.19
|
Белгородская область
|
Евгений Савченко
|
4- (5)
|
Наработал репутацию эффективного управленца и политического долгожителя, создав схему жесткого политического управления и с выигрышем использовав положение пограничного с Украиной региона и тему импортозамещения в сельском хозяйстве.
|
Оценка реальной прочности политического режима (в том числе перспектив оппозиции и общей электоральной и элитной усталости) затруднена в силу того, что региональная политическая система последний раз сталкивалась со стрессовыми вызовами в 1999 году. В минус областным властям играет также сложная долговая ситуация.
|
1993
|
окт.17
|
Брянская область
|
Александр Богомаз
|
4- (4)
|
На фоне коррупционных скандалов прошлых лет создал репутацию «малозаметного» региона, одновременно выдавив предыдущие элиты благодаря уголовному делу в отношении предшественника.
|
Задачи предъявления достижений и управленческих компетенций остаются на сегодняшний день нерешенными.
|
2014
|
сент.20
|
Владимирская область
|
Светлана Орлова
|
4 (4)
|
Смогла сломить внешнее сопротивление областной и муниципальных элит, одновременно повысив общественные ожидания от действий власти.
|
Проблемы «принятия» управленческого стиля губернатора полностью не сняты, а публичная гиперактивность нередко вызывает раздражение и иронию как внутри региона, так и у федеральных наблюдателей.
|
2013
|
сент.18
|
Волгоградская область
|
Андрей Бочаров
|
3 (3+)
|
Смог снизить влияние правоохранительных органов на политическую жизнь региона и сформировал пул из одномандатников в Госдуме. Предпринял серию шагов по привлечению инвестиций.
|
Остаются нерешенными проблемы общей социальной депрессии и внутриэлитных разногласий. Некоторые шаги губернатора оказываются уязвимы для конфликтных и скандальных интерпретаций.
|
2014
|
сент.19
|
Вологодская область
|
Олег Кувшинников
|
3+ (4-)
|
Продемонстрировал способность балансировать между решением текущих экономических задач и взаимодействием с ключевыми донорами областного бюджета. Укрепил позиции в областном центре.
|
Ухудшение социально-экономической конъюнктуры не преодолено, периодически имеют место конфликты с муниципалитетами.
|
2011
|
сент.19
|
Воронежская область
|
Алексей Гордеев
|
4-/4 (5-)
|
Входит в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов.
Широкие элитные связи позволяют не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов.
|
Выборы в Госдуму происходили конфликтно, а начавшаяся после них борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон.
|
2009
|
сент.19
|
Ивановская область
|
Павел Коньков
|
3 (4-)
|
Поддержка со стороны М.Меня. Относительная значимость региона для федеральной власти с учетом «плесского» фактора.
|
Область является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты.
|
2013
|
сент.19
|
Иркутская область
|
Сергей Левченко
|
4- (4)
|
Сохраняет символически значимый статус «модельного» политика, олицетворяющего конкурентность губернаторских выборов. Выстроил отношения с ведущими бизнес-группами, избегая обострения отношений с федеральным Центром.
|
Основными факторами риска являются обострение отношений с муниципалитетами и конфликты внутри команды.
|
2015
|
сент.20
|
Калининградская область
|
Антон Алиханов
|
4 (4)
|
На фоне нескольких указов о назначении Н.Цуканова врио главы региона в 2015 году и непродолжительности губернаторства Е.Зиничева у федеральной власти имеется запрос на появление определенности с персоной руководителя области.
|
Не преодолены проблемы, связанные со слабой укорененностью в регионе, а также необходимостью электорального рейтинга и управленческого опыта.
|
2016
|
врио
|
Калужская область
|
Анатолий Артамонов
|
4 (4)
|
Несмотря на негативную конъюнктуру, сохраняется эффект от наработанной в прежние годы репутации эффективного управленца и автора «экономического чуда».
|
Спад в инвестиционно емких отраслях и отсутствие позитивной динамики в автопроме ставят под вопрос репутацию «инвестиционного инноватора» и актуализируют тему накопления электоральной усталости.
|
2000
|
сент.20
|
Кемеровская область
|
Аман Тулеев
|
3 (4+)
|
Продемонстрировал жесткий настрой на сопротивление «антикоррупционным» атакам на областную администрацию. Поставил себя в положение, при котором писать заявление об отставке не готов, а увольнение от должности «по недоверию» остается для федеральной власти маловероятным по политическим и психологическим основаниям.
|
Стал объектом атак правоохранительных органов и начала попыток проектирования «посттулеевской» конфигурации сил, которые могут сделать более заметными трения между губернатором и ключевыми бизнес-группами.
|
1997
|
сент.20
|
Кировская область
|
Игорь Васильев
|
4 (4-)
|
Недавнее значение вкупе с взаимодействием с правоохранительными органами и опытом работы на федеральном уровне создают эффект ожиданий от нового губернатора.
|
Слабая укорененность в регионе дополняется тревожностью местных элит, которые в силу опасений дальнейших «антикоррупционных» шагов не проявляют активности и не могут служить полноценной опорой.
|
2016
|
врио
|
Костромская область
|
Сергей Ситников
|
3+ (4)
|
Сумел выйти из конфликтных ситуаций, не совершив очевидных промахов. Внимание к региону внешних интересантов остается низким.
|
Пока не создал собственную историю управленческого и политического успеха.
|
2012
|
сент.20
|
Курганская область
|
Алексей Кокорин
|
4 (4)
|
С учетом традиционно заниженных ожиданий от экономики региона демонстрирует управленческую волю и стремление к изменениям.
|
Возможности предъявления менеджерских успехов по-прежнему остаются ограниченными.
|
2014
|
сент.19
|
Курская область
|
Александр Михайлов
|
4- (3+)
|
Является рекордсменом по политическому выживанию. Хотя этот рекорд считается трудно объяснимым, период основных проблем оказался позади и атаки на А.Михайлова оказались отбиты.
|
Необъясненность феномена политического выживания А.Михайлова в любой момент может сделать его мишенью для критики, привести к его позиционированию как «менеджера старой формации» и персоны, притягивающей электоральную усталость.
|
2000
|
сент.19
|
Ленинградская область
|
Александр Дрозденко
|
5- (4)
|
Оказался в роли одного из самых успешных назначенцев 2012 года. Добился усиления диверсификации экономики, позволяющей использовать как транзитное положение региона (развитие портов, модернизация инфраструктуры перед Чемпионатом мира по футболу-2018), так и периодические волны самоизоляции (развитие сельского хозяйства и т.п.).
|
Регион остается крайне привлекательным для потенциальных интересантов, в том числе в контексте решения вопроса о власти в Санкт-Петербурге.
|
2012
|
сент.20
|
Липецкая область
|
Олег Королев
|
4- (4)
|
Несмотря на экономическую привлекательность, регион почти отсутствует в федеральной повестке дня. Отношения с Новолипецким металлургическим комбинатом в целом стабилизированы, серьезное взаимное раздражение не накапливается.
|
Регион интересен для конкурентов. Оборотной стороной отсутствия региона в повестке дня может стать отсутствие у губернатора устойчивой репутации успешного менеджера, добившегося мощных результатов.
|
1998
|
сент.19
|
Магаданская область
|
Владимир Печеный
|
4- (5)
|
Не допускает формирования негативной повестки. Сохраняет высокий уровень контроля как над экономической, так и над политической жизнью региона.
|
Успешность работы на посту губернатора почти не была предметом дискуссии. Как следствие, существуют возможности как позитивной, так и негативной интерпретации результатов его работы.
|
2013
|
сент.18
|
Московская область
|
Андрей Воробьев
|
3+ (4-)
|
Общефедеральная известность в сочетании с образом современного и перспективного губернатора, ориентированного на формирование сильной команды. Это подкрепляется федеральными связями и высокой публичной активностью.
|
Отношения с элитами внутри региона часто напряжены – при этом недовольная часть имеет широкие возможности для трансляции своих интерпретаций в федеральные органы власти. Новым поводом к этому может стать начавшаяся муниципальная реформа.
|
2012
|
сент.18
|
Мурманская область
|
Марина Ковтун
|
4 (4-)
|
Избежала использования избирательной кампании для ослабления своих позиций, продемонстрировав дальнейший рост претензий по влиянию на региональные элиты.
|
«Зачистка» Мурманска от А.Веллера не привела к формированию в городе прогубернаторской конфигурации. Конфликтный стиль взаимодействия с элитами способен создавать дополнительное напряжение.
|
2012
|
сент.19
|
Нижегородская область
|
Валерий Шанцев
|
2 (3+)
|
Губернатор-«тяжеловес» с большими федеральными связями, сумевший обеспечить собственное политическое доминирование на территории области и придать динамику ее экономическому развитию.
|
Затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. Традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона.
|
2005
|
сент.19
|
Новгородская область
|
Сергей Митин
|
3- (3+)
|
Способен эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками. Некоторые эксперты указывают, что лоббистскому потенциалу способствует взаимодействие с валдайским дачным комьюнити.
|
Приближение срока окончания полномочий актуализирует негативную повестку – в том числе нерешенный вопрос о власти в областном центре и уголовные дела в отношении окружения губернатора.
|
2007
|
окт.17
|
Новосибирская область
|
Владимир Городецкий
|
3- (3-)
|
Результаты на выборах оказались выше ожидаемых – в том числе благодаря способности сформировать элитную коалицию под эгидой «Единой России».
|
Дефицит личной харизмы особенно заметен на фоне соперничества с мэром Новосибирска А.Локтем.
|
2014
|
сент.19
|
Омская область
|
Виктор Назаров
|
3+/4- (4)
|
В ходе выборов в Госдуму добился неплохих результатов, не допустив усиления позиций КПРФ. Способен к выстраиванию взаимодействия с отдельными федеральными бизнес-группами, в том числе Сбербанком.
|
В регионе с высокой внутренней конкуренцией остается аполитичной фигурой, вследствие чего может не успеть отреагировать на возможное формирование негативной для губернатора повестки (как это едва не случилось на выборах в 2015 году).
|
2012
|
сент.20
|
Оренбургская область
|
Юрий Берг
|
4 (4)
|
Выстроенность отношений с ключевыми бизнес-группами в экономически самодостаточном регионе позволяет сохранять доминирование в регионе. Попытки консолидации недовольства властью вокруг оппозиционных фигур завершились неудачей.
|
Присутствует скрытая внутриэлитная фронда – особенно в областном центре, где не удалось установить полноценную «химию» в отношениях с элитами и частью жителей.
|
2010
|
сент.19
|
Орловская область
|
Вадим Потомский
|
2 (3)
|
Наступательный стиль и статус политического назначенца от КПРФ позволяют внутри региона владеть политической инициативой и развивать наступление на оппонентов.
|
Критики позиционируют губернатора как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против В.Потомского может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов».
|
2014
|
сент.19
|
Пензенская область
|
Иван Белозерцев
|
4 (4)
|
Сумел подтвердить представление об устойчивом положении региона. Кончина экс-губернатора В.Бочкарева позволила не допустить формирования параллельного центра политического влияния.
|
Относительная малозаметность региона для федеральной власти порождает дефицит лоббистских ресурсов.
|
2015
|
сент.20
|
Псковская область
|
Андрей Турчак
|
2+ (2+)
|
Неоднократно демонстрировал способность выходить из-под удара и корректировать направление негативных для себя «подводных течений». Положение одного из «аллергенов» в глазах либеральной оппозиции долгое время способствовало сохранению в должности в условиях антилиберального тренда.
|
Мотивация к продолжению карьеры в регионе относительно низка. При этом Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон.
|
2009
|
сент.19
|
Ростовская область
|
Василий Голубев
|
4 (4)
|
Удачно позиционирует область как приграничный регион (что стабилизирует отношения с силовыми структурами), а также использует тему импортозамещения в сельском хозяйстве. Выстроил сбалансированные отношения с федеральными элитами.
|
Реальный уровень напряженности внутри элит до конца не прояснен. Регион привлекателен для внешних игроков.
|
2010
|
сент.20
|
Рязанская область
|
Олег Ковалев
|
3 (4)
|
Успешно преодолевал прошлые кризисные ситуации, связанные с угрозой замены. Одной из причин этого была низкая привлекательность региона для внешних игроков.
|
Приближение срока окончания полномочий возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья.
|
2008
|
окт.17
|
Самарская область
|
Николай Меркушкин
|
2+ (4-)
|
Управленческий опыт в сочетании с федеральными связями создает некоторый запас прочности – особенно с учетом сложности поиска и согласования кандидата на замену.
|
Публичная сверхактивность вызывает раздражение элит разных уровней и избыточную общероссийскую узнаваемость. Существуют проблемы вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму.
|
2012
|
сент.19
|
Саратовская область
|
Валерий Радаев
|
2+/ (3+)
|
Исторически находится в тени федеральных политиков. Позволяет не допустить формирования негативной повестки вокруг региона.
|
Дефицит политической субъектности делает уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников.
|
апр.12
|
апр.17
|
Сахалинская область
|
Олег Кожемяко
|
4+ (5)
|
Обладает значительным кредитом доверия на федеральном уровне благодаря опыту работы в предыдущих регионах. Смог создать ожидания среди населения. Способен реализовывать федеральные инициативы, связанные с перераспределением финансов между дальневосточными регионами.
|
В силу предшествующего опыта возможна недооценка рисков, связанных с элитным недовольством. Внутри региона существуют вопросы к качеству управленческой команды.
|
2015
|
сент.20
|
Свердловская область
|
Евгений Куйвашев
|
2+ (3)
|
Занялся выстраиванием конфигурации с местными элитами, временно снизив остроту раскола. Активность способных к оппонированию бизнес-групп постепенно снижается.
|
Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски.
|
2012
|
Май 17
|
Смоленская область
|
Алексей Островский
|
3 (4)
|
Политический статус назначенца ЛДПР с учетом попыток В.Жириновского позиционироваться в качестве главного сторонника действующей власти среди оппозиционных парламентских партий. Привлекательность региона для внешних игроков невелика.
|
Дефицит позитивной динамики не позволил создать полноценную историю успеха, сделав уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами.
|
2012
|
сент.20
|
Тамбовская область
|
Александр Никитин
|
4 (5)
|
Сохраняется федеральный кредит доверия. Демонстрирует
активность по привлечению инвестиций.
|
Пока не создал вокруг себя мощной волны ожиданий. Против губернатора может быть использована недавняя попытка выдвижения кандидатуры на выборах в РАН.
|
2015
|
сент.20
|
Тверская область
|
Игорь Руденя
|
4+ (2)
|
Недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки.
|
Слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование.
|
2016
|
сент.21
|
Томская область
|
Сергей Жвачкин
|
3- (4)
|
Смог снизить градус социально-политической активности в регионе. Может опереться на поддержку «Газпрома».
|
Не сумел добиться проведения досрочных выборов, что с учетом близкого срока окончания полномочий будет прочитываться как слабость.
|
2012
|
Март 17
|
Тульская область
|
Алексей Дюмин
|
5- (2)
|
Одержал победу на прямых выборах при демонстративной федеральной поддержке.
|
Пока только нарабатывает навыки оперативного управления на уровне региона, не имея возможности полноценно опереться на местные элиты.
|
2016
|
сент.21
|
Тюменская область
|
Владимир Якушев
|
4+ (5)
|
Укрепил позиции в отношениях с автономными округами, в том числе опираясь на налаженные связи с нефтегазовыми компаниями и федеральный лоббистский ресурс.
|
Регион остается привлекательным для внешних игроков, а попытки проводить линию на укрупнение регионов могут нести в себе дополнительные риски.
|
2005
|
сент.19
|
Ульяновская область
|
Сергей Морозов
|
4 (4)
|
Вопреки активности оппонентов сумел добиться продления полномочий и победил на губернаторских выборах. Позиции на федеральном уровне удалось стабилизировать.
|
Сохраняются риски, связанные с частой ротацией команды и внутриэлитной напряженностью.
|
2004
|
сент.21
|
Челябинская область
|
Борис Дубровский
|
3 (4-)
|
Отсутствие очевидных кандидатов на замену.
|
Дефицит управленческих и политических компетенций на фоне повышенной активности правоохранительных органов и наличия большого количества скрытых оппонентов в элитах.
|
2014
|
сент.19
|
Ярославская область
|
Дмитрий Миронов
|
4 (3-)
|
Недавнее назначение, продвижение репутации чиновника с федеральным бэкграундом. Предпринял оперативные шаги по комплектованию собственной команды.
|
Невыстроенность отношений с местными элитами на фоне необходимости наработки управленческих навыков. Устойчивость традиций конкуренции в местной политике.
|
2016
|
врио
|
Москва
|
Сергей Собянин
|
5- (4-)
|
Доверие президента. Отсутствие серьезных ограничений со стороны Мосгордумы, местных элит, политических партий. Способность построить сбалансированные отношения с федеральными элитными группами. Отсутствие жесткого давления со стороны силовых структур.
|
Низкая эффективность управления медийными кампаниями (при решении технических ситуация приходится тратить личный политический капитал). Отсутствие системы управления политическими рисками усугубляется дефицитом личной харизмы.
|
2010
|
сент.18
|
Санкт-Петербург
|
Георгий Полтавченко
|
3- (4)
|
Сумел не допустить нарастания в городе протестных настроений. Сложность согласования кандидата на замену обеспечивает карьерное долголетие.
|
Личная мотивация оставаться на посту относительно невелика на фоне разговоров о возможности перехода на федеральный уровень. Негативный информационный фон создается скандалами вокруг подготовки к Чемпионату мира по футболу, привлекающими внимание правоохранительных органов.
|
2011
|
сент.19
|
Еврейская автономная область
|
Александр Левинталь
|
4 (5)
|
Относительно недавнее назначение создало дополнительные ожидания внутри и за пределами региона – особенно в случае успеха политики привлечения инвестиций и создания территории опережающего развития.
|
Приходится действовать в условиях ухудшения бюджетной ситуации, преодолевать проблемы кадрового дефицита и инерцию восприятия как «неместного».
|
2015
|
сент.20
|
Ненецкий автономный округ
|
Игорь Кошин
|
4- (4-)
|
Инициативность. Активность. Наличие союзников на федеральном уровне. Обсуждение гипотетических сценариев объединения с Архангельской областью при доминировании НАО.
|
Отмена прямых выборов создала угрозу снижения политической субъектности, значимой с учетом традиций высокой динамики внутриэлитной жизни. Задачи создания успешного управленческого кейса пока не решены.
|
2014
|
сент.19
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
Наталья Комарова
|
3 (4+)
|
Сумела выстроить отношения с частью нефтяных компаний. Отмена прямых выборов снизила политический вес губернатора, однако помогла избежать электоральных рисков.
|
Присутствует высокая конфликтность на окружном, муниципальном и областном уровне, которая может сделать губернатора мишенью для атак с учетом высокой привлекательности региона для любых претендентов.
|
2010
|
сент.20
|
Чукотский автономный округ
|
Роман Копин
|
4 (5)
|
Округ не создает проблем для федеральной повестки.
|
Отсутствует устойчивая управленческая репутация как позитивного, так и негативного содержания.
|
2008
|
сент.18
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Дмитрий Кобылкин
|
4+ (5)
|
Возглавляет один из «витринных» регионов в части социально-экономической политики. При этом успешно выстраивает отношения с «Газпромом» и «Новатэком».
|
Отмена прямых выборов делает неравновесными отношения с Тюменской областью. Периодически номинируется в числе кандидатов на федеральные посты.
|
2010
|
сент.20
|
Крым
|
Сергей Аксенов
|
4
|
Выступил одним из лидеров в процессе присодинения Крыма к России. Успешно использует приоритетность темы Крыма для федеральных властей
|
Вступает в периодические конфликты с федеральными ведомствами. Существует риск выдвижения депутатов Госдумы от Крыма в качестве альтернатив действующему главе.
|
2014
|
сент. 19
|
Севастополь
|
Дмитрий Овсянников
|
5-
|
Удачно использует имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Заключил ситуативный союз с А.Чалым. Добился возвращения прямых выборов. Может опереться на федеральные бизнес-группы.
|
Не имеет достаточного опыта в публичной политике. Стоит перед задачей наращивания электорального рейтинга. Возможна недооценка остроты элитных противоречий и протестного потенциала в городе.
|
2016
|
Врио
|