«Проклятие» второго тура?

Версия обзора в формате PDF

 

Фонд «Петербургская политика» представляет обзор «Проклятие второго тура?» Его подготовка связана с серьезным всплеском интереса к теме второго тура после Единого дня голосования 9 сентября.

Очевидно, что тема принципиальной допустимости вторых туров в российской политической жизни с точки зрения устойчивости позиций власти обросла за последние годы большим количеством стереотипов и мифов. Распространено представление, что «доведение ситуации до второго тура» крайне нежелательно и чревато утратой политической инициативы.

В реальности накопленный в России опыт проведения вторых туров весьма разнообразен. Здесь будут рассмотрены основные стереотипы по теме второго тура, а также представлены статистические данные по российскому и мировому опыту проведения вторых туров.

 

Статистика вторых туров на прямых выборах глав российских регионов в 1991-2005 годах.

 

Во время первого цикла выборности глав регионов был накоплен значительный опыт проведения вторых туров. Они имели место примерно в 30% избирательных кампаний.

Наиболее частой была ситуация побед действующих глав регионов или доминирующей в регионе провластной силы в первых турах – 118 избирательных кампаний из 243. В свою очередь, кандидатам оппозиции удавалось одержать победу только на 15 выборах.

Статистика по вторым турам более разнообразна и примерно сопоставима: в 36 случаях побеждали представители власти, в 33 – оппозиции.

Еще 41 избирательная кампания не может быть описана в этих категориях: местное законодательство могло вовсе не предполагать второго тура или же складывались иные коллизии. В 14 случаях главы занимали место ниже 2-го и не попадали в предусмотренный законом второй тур. В 8 случаях главы регионов побеждали на выборах, где предполагался только один тур, в 10 случаях – терпели поражение (необходимо уточнить, что в 2 из 10 случаев они проигрывали руководителям региональных управлений ФСБ – так что административный ресурс здесь был раздроблен).

 

 

Прямые выборы глав регионов в 1991-2005

 

Год

1 тур – победа власти (118)

1 тур – победа оппозиции (15)

2 тур – победа власти (36)

2 тур – победа оппозиции (33)

Иное (41)

 

2004-2005

12

Удмуртия, Краснодар, Воронеж, Калуга, Мурманск, Чечня, УБАО, Астрахань, Марий Эл, Хабаровск, Хакасия, Чита

0

4

Корякия, Курган, Волгоград, Камчатка

3

Алтайский край, Архангельск, Псков

4

Рязань, НАО – губернатор не прошел во 2 тур. Ульяновск – губернатор снял кандидатуру. Брянск - губернатор снят с выборов, кандидат ЕР победил

2003

14

Таймыр, Мордовия, Белгород, Новгород, Омск, Томск, Чечня, Ленинградская обл., Московская обл., Новосибирск, Оренбург, Тамбов, Ярославль, Москва

0

6

Магадан*, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Башкортостан, Киров, Сахалин

1

Карачаево-Черкесия

1

Тверь – губернатор проиграл в 1 туре

2002

7

Кабардино-Балкария, С.Осетия, Тыва, Липецк, Пенза, Карелия, Бурятия

1

Адыгея

3

Ингушетия, Калмыкия, Якутия

0

3

Красноярск – после гибели А.Лебедя не было кандидата власти. Смоленск – 1-туровые выборы, глава УФСБ победил губернатора. Чувашия – глава победил на однотуровых выборах

2001

9

Тюмень, НАО, Татарстан, Эвенкия*, Кемерово, Ростов, Орел,

Петербург, Самара

1

Таймыр*

2

Тула, Иркутск

 

4

Амурская обл., Приморье, Нижний Новгород, Алтай

1

Коми – кандидат власти проиграл на 1-туровых выборах

 

2000

21

Алтайский край, Киров, Мурманск, Саратов, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Сахалин, Чита, АБАО, УБАО, Чукотка*, Магадан, Калуга, Краснодар, Астрахань, Хабаровск, Хакасия, Владимир, Челябинск, Санкт-Петербург

 

2

Пермь, Корякия

7

Тверь, Курган, Ставрополь, Архангельск, Рязань, Брянск, Кострома*

5

Курск*, Калининград, Камчатка, КПАО, Марий Эл

8

Московская обл., Новосибирская обл. – губернатор не прошел во 2 тур в 1999 году. Псков, Удмуртия, Волгоград - победа власти на 1-туровых выборах. Иваново – кандидат власти проиграл на 1-туровых выборах. Воронеж – начальник УФСБ победил губернатора в 1 туре. Ульяновск – губернатор проиграл кандидату от партии «Единство»

1999

8

Белгород, Новгород, Омск, Томск, Москва, Приморье, Вологда, Ярославль

0

1

Екатеринбург

2

Тамбов*, Оренбург

2

Карачаево-Черкесия – глава не прошел во 2 тур.

Ленинградская обл. – на 1-туровых выборах и.о. губернатора победил бывшего губернатора

1998

3

Мордовия, Ингушетия, Башкортостан

1

С.Осетия

1

Липецк

3

Карелия, Красноярск, Смоленск

1

Пенза – губернатор не прошел во 2 тур

1997

8

Адыгея, Тыва, Коми, Иркутск, Кемерово, Орел, Чувашия, Кабардино-Балкария

2

Амурская обл., Тула

2

Нижний Новгород, Тюмень

 

4

Марий Эл – президент не прошел во 2 тур. АБАО - глава администрации снят за 2 недели до выборов.

Эвенкия, Алтай – губернатор проиграл на 1-туровых выборах

1996

17

Татарстан, Москва, Саратов, Ростов, Вологда, Иваново, Самара, Хабаровск, Астрахань, Ленинградская обл., ХМАО, ЯНАО, КПАО, Еврейская АО, Якутия, Таймыр, Чукотка

4

Курск, Брянск, Владимир, Челябинск

3

Камчатка, Архангельск, Пермь

10

Санкт-Петербург, Калининград, Псков, Ставрополь, Калуга, Алтайский край, Мурманск, Кострома, Волгоград, НАО

12

Киров, Магадан, Корякия, Курган, Хакасия – губернатор не прошел во 2 тур. Сахалин, Чита, Ульяновск – губернатор выиграл на 1-туровых выборах. УБАО, Воронеж, Рязань, Краснодар – губернатор проиграл на 1-туровых выборах

1995

11

Приморье, Белгород, Нижний Новгород, Новгород, Омск, Оренбург, Томск, Ярославль, Московская обл., Калмыкия, Чечня*

1

Тверь

0

3

Екатеринбург, Новосибирск, Тамбов

0

1994

3

С.Осетия, Иркутск, Карелия

0

1

Бурятия

0

1

Коми – победа главы на 1-туровых выборах

1993

2

Ингушетия, Башкортостан

3

Орел, Пенза, Смоленск

3

Красноярск, Липецк, Чувашия

1

Брянск

4

Калмыкия – формальный кандидат от власти отсутствовал. Амурская обл. – губернатор не прошел во 2 тур. Пенза – губернатор проиграл на 1-туровых выборах.

Челябинск – конфликт вокруг признания победы кандидата оппозиции на выборах, двоевластие в течение нескольких месяцев

1992

1

Тыва

0

2

Адыгея, Кабардино-Балкария

0

0

1991

4

Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Якутия

0

1

Марий Эл

1

Мордовия

0

 

 

Не учтены данные по выборам, итоги которых были аннулированы

Звездочкой отмечены регионы, по которым содержится упрощение в отнесении кандидата к властному или опозиционному лагерю.

 

 

 

Мировой опыт вторых туров президентских выборов

 

 

Победа во 2 туре представителя действующей власти (12)

Победа во 2 туре оппонента действующей власти

(10)

Непопадание представителя власти во 2 тур

(4)

Иное

(5)

2018

Кипр, Чехия, Коста-Рика

 

Колумбия

 

2017

Словения, Эквадор

Чили, Либерия

Франция

 

2016

Нигер

Болгария, Бенин, Коморские острова

Австрия

Молдавия (отсутствие «партии власти»), Перу (партия не смогла выдвинуть кандидатуру), ЦАР (во 2 тур вышли 2 бывших премьера),

Сан-Томе и Принсипи (действующий президент бойкотировал 2-й тур)

2015

 

Хорватия, Польша, Аргентина

Северный Кипр

 

2014

Литва, Македония, Бразилия, Колумбия, Сальвадор, Тунис

Словакия, Коста-Рика

 

Афганистан (занявший 2-е место в обмен на признание итогов получил созданный специально для него пост председателя правительства)

 

 

 

Устоявшиеся стереотипы о втором туре

 

 

Аргументы за

Возражения

Проведение вторых туров – необходимое условие сложившейся практики в демократических странах

Проведение вторых туров объективно повышает уровень доверия к выборам, интерес к ним, легитимность полученных результатов

Существует множество стран, где проведение вторых туров не предусмотрено законом. Речь идет как о двухпартийных системах, так и о странах, где победители могут получать результаты, далекие от 50%

Оппозиция, как правило, выигрывает вторые туры

В случаях, когда проведение второго тура становится сюрпризом, представители власти обычно действительно хуже готовы к их проведению, а административный ресурс рассыпается и оказывается не в состоянии работать на действующую власть

Электоральная статистика показывает примерно равные шансы на победу во 2 туре как в российской, так и в мировой политике

Для действующей власти выгоднее однотуровая модель голосования

Обладая властью, нередко легче раздробить оппозиционный электорат и добиться относительного большинства

На губернаторских выборах в России главы регионов часто терпели поражение на однотуровых выборах. В 2018 году при однотуровых выборах оппозиция одержала бы победу в Хакасии и Хабаровском крае

В интересах власти максимально быстро провести второй тур

Имеются прецеденты, когда ускорение проведения второго тура заставало оппозицию врасплох (например, на президентских выборах в России в 1996 году)

Имеются и обратные примеры. Так, в 1999 году второй тур выборов главы администрации Тамбовской области был проведен спустя неделю после первого – однако действующий губернатор Александр Рябов проиграл Олегу Бетину

Везде, где можно, власть убирает из закона о выборах вторые туры

Кампания за сокращение числа вторых туров действительно имела место. В частности, их проведение было минимизировано на муниципальных выборах

Кампания за сокращение не была приоритетом и не носила целенаправленный характер. Вследствие этого во всех 4 регионах ЕДГ-2018, где действующий глава не набрал 50%, законодательство, как оказалось, предполагает проведение вторых туров

Проведение второго тура резко ослабляет власть, поскольку запускает процесс крайне дорогого «торга» о структуре и программе будущей властной коалиции

Местные элиты поднимают голову и требуют уступок от власти, пользуясь ее уязвимым положением

Пути выстраивания диалогов с элитами разнообразны и в целом это является частью цивилизованной системы сдержек и противовесов. В то же время такие коалиции часто непрочны. Символом этого является быстрый распад коалиции «Ельцин-Лебедь», созданной перед вторым туром президенстких выборов 1996 года

Допущение до второго тура – знак ослабления государственности

Часть управленцев привыкла так считать, апеллируя к опыту последних 10-15 лет, когда значимость принципа «победитель получает все» абсолютизировалась даже в ущерб доверию к выборам

Соотнесение прочности государственности и количества туров на выборах – это вопрос идеологических и ценностных установок, слабо соотносящийся с конкретными реалиями

 

Резюме

 

Проведение вторых туров по итогам ЕДГ-2018 – чувствительная, но все же не болезненная для действующей российской власти тема. Она порождает целый ряд неудобств – от рисков поражения кандидатов от власти и роста расходов на проведение выборов до необходимости корректировки графиков и даже содержания ранее запланированных мероприятий (например, форума на Дальнем Востоке). В то же время проведение вторых туров улучшает репутацию российских выборов, снижает акцент на критику механизма муниципального фильтра (поскольку в наиболее проблемных случаях избиратель готов голосовать даже за прошедших фильтр «технических» кандидатов, не рассчитывавших на победу), указывает на контрпродуктивность произвола местных властей в «зачистке» списков кандидатов (одной из причин высоких результатов оппозиции в Хакасии и Владимирской области, безусловно, была консолидация вокруг них сторонников партий, не добившихся места в бюллетене для своих кандидатов).

В то же время вызовы в регионах, где запланировано проведение вторых туров, остаются вполне очевидными. Наибольшие шансы на выживание сохраняет губернатор Приморского края Андрей Тарасенко. На 2-е место можно поставить губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, о кадровой судьбе которого у экспертов нет общего мнения. Очевидными аутсайдерами могут быть названы главы Хакасии Виктор Зимин и Владимирской области Светлана Орлова.

 

 

Аргументы в пользу выживания

Аргументы в пользу выбывания

Приморский край

Сравнительно высокие результаты, полученные в ходе 1 тура. Повторная публичная поддержка со стороны В.Путина. Позиционирование Восточного форума как свидетельства лоббистской эффективности. Возможность справиться с негативной повесткой, созданной темой тайфуна

Исторически высокий уровень симпатий к оппозиции во Владивостоке и Приморском крае. Прецеденты победы оппозиции на губернаторских выборах (С.Дарькин в 2001 году). Психологическая неготовность краевой власти к проведению 2-го тура

Хабаровский край

Приоритетность для федеральной власти Хабаровского края как экономически наиболее значимой территории из числа регионов проведения 2-го тура. Успешное для власти проведение выборов мэра Хабаровска, стартово считавшихся более «проблемными», чем губернаторские выборы. Теоретическая возможность коалиционной игры и привлечения новых союзников в лагерь В.Шпорта

Фактор усталости в регионе от фигуры В.Шпорта. Дезорганизация управления краевым центром после вынужденной отставки многолетнего мэра А.Соколова. Отставание от оппозиционного конкурента по итогам 1-го тура

Владимирская область

Попытка мобилизации Орловой связей на федеральном уровне

Отторжение персоны С.Орловой у значительной части местной элиты. Контраст между публичным стилем губернатора и современными реалиями. Длительный опыт пребывания региона в зоне «красного пояса»

Хакасия

Исторически низкий уровень протестной активности в регионе. Гипотетическая возможность сохранения поддержки со стороны С.Шойгу

Провальные результаты первого тура. Поражения на муниципальных выборов и общая утрата политической управляемости. Критическое положение бюджета. Возможность в случае поражения В.Зимина смягчить напор критики со стороны КПРФ, пытающейся радикализировать свою позицию по итогам ЕДГ – особенно в случае поражения кандидата КПРФ в Приморском крае