Система политического управления в российских регионах накануне Единого дня голосования 14 сентября

Фонд «Петербургская политика» представляет аналитический обзор «Центры управления внутренней политикой в администрациях российских регионов».

Обзор подготовлен на базе анализа публикаций СМИ и открытых источников информации, а также серии экспертных интервью с представителями внутриполитических блоков региональных администраций и внешними политконсультантами.

 

Внутренняя политика в регионах: предвыборный разогрев

 

Проведение большого числа избирательных кампаний становится серьезным вызовом для региональных политических систем.

Внешне конъюнктура в большинстве выборных регионов вполне благоприятна. Рейтинги власти относительно высоки, а активность оппозиционных претендентов на губернаторских выборах ограничена благодаря муниципальному фильтру и неготовности части ресурсных кандидатов выдвигаться против врио губернаторов – опасаясь, что оппонирование поддержанных В.Путиным претендентов может быть истолковано как «несистемное» действие, способное привести к выбыванию из элиты с сопутствующими разнообразными рисками.

Однако организационно значительная часть регионов не в полной мере готова к проведению избирательных кампаний. Широко распространенный тезис о референдумном характере голосования не дает ответа на многие организационные вопросы. В частности, создаваемым штабам кандидатов не вполне ясно, делать ли ставку на повышение или на понижение явки избирателей. Нет общего представления о том, требует ли кампания создания широкой коалиции с уступками тем или иным отдельным группам (бизнесменам, руководителям муниципалитетов и т.п.) – или же, наоборот, назначение досрочных выборов гарантирует автоматическую победу без серьезных усилий и компромиссов, а после выборов можно продолжить переформатирование под себя внутриэлитной ситуации и ослабить (или даже устранить с политической сцены) отдельных элитных игроков.

Кроме того, меняется характер рисков, способных повляить на ход избирательной кампании и на  послевыборную политическую ситуацию.

Во-первых, возвращение к внутренней повестке дня. В ближайшие недели можно ожидать переориентации общественного мнения с событий в Украине на внутренние темы – как общефедеральные, так и территориальные. Поскольку внутренняя повестка дня традиционно содержит в себе больше рисков, чем международная, от информационных подразделений администраций потребуются шаги по минимизации нарастания негативистских оценок в обществе и возможных рейтинговых провалов местной власти.

Во-вторых, муниципальная реформа, которая уже вызывает брожения в ряде регионов, где пройдут выборы (Приморский край, Самарская, Челябинская области). Вполне естественно, что главы муниципальных образований будут стремиться использовать избирательную кампанию для лоббирования собственных представлений об оптимальной схеме проведения муниципальной реформы – в то время как окружение губернаторов будет подталкивать их к минимизации муниципальных автономий.

В-третьих, растет значение задачи по выстраиванию штабом губернатора пула комфортных для себя кандидатов. В одних случаях приоритетом для глав регионов будет легитимность – а, значит, будет предусмотрена возможность регистрации на выборах (по собственной инициативе или под давлением из Москвы) относительно сильных оппозиционных кандидатов. В других будет присутствовать стремление повлиять на отбор партиями своих кандидатов (например, для того, чтобы конкурент на выборах не выглядел моложе, успешнее, привлекательнее, чем «основной» кандидат). Возможны и случаи, при которых администрациям предстоит «уговаривать» оппозиционные партии для участия в выборах – возможно, в обмен на финансовую поддержку их кандидатов. А в самых проблемных территориях, где антирейтинг губернаторов высок, вероятны попытки повлиять на состав кандидатов с тем, чтобы у избирателя не возникло соблазна проголосовать за «технического» кандидата в знак недовольства действующим губернатором – поскольку при низкой популярности глав регионов возрастает вероятность роста рейтинга технических кандидатов без каких-либо усилий с их стороны, а в экстремальных случаях – даже их победы.

В-четвертых, у губернаторов и администраций нет единого представления о том, использовать ли нынешнюю избирательную кампанию для решения сугубо технической задачи получения большинства – или же в рамках выборов имеет смысл решать более сложный комплекс задач по профилактике будущих социальных и политических рисков, которые вряд ли заявят о себе во время выборов, но могут проявиться позднее.

Ответы на эти вопросы будут зависеть не только от политической позиции главы региона и федеральной власти, но и от опыта, стиля работы и степени профессионализма (или его отсутствия) у кураторов внутренней политики в субъектах Федерации.

 

Кураторы внутренней политики versus политтехнологи?

 

В 90-е – нулевые годы сложилась устойчивая практика, когда значительную часть функций брали на себя внешние политтехнологи. Сильной стороной их работы были способность перевести существующий административный аппарат в мобилизационный режим, четкая ориентация на результат, навык учитывать особенности общественных запросов к содержанию кампании, способность выстраивать ситуативные внутриэлитные коалиции, а также применять в своей работе опыт и знания, полученные в других регионах.

Однако в нынешней кампании роль технологов несколько меняется. За последние 10-15 лет произошла переконфигурация отрасли, многие опытные представители перешли на постоянную работу в финансово-промышленные группы или региональные администрации либо по каким-то причинам ушли из профессии. Количественно предложение на этом рынке превышало спрос, однако в значительной степени это произошло из-за выхода на рынок групп региональных технологов, лишь часть из которых была в состоянии соблюдать необходимые стандарты качества. В условиях повышенного спроса в ходе нынешней кампании очевидно, что качественного предложения на рынке не хватит на всех.  Напомним, что помимо губернаторов будут избираться законодательные органы в 12 регионах (Республика Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Татарстан, Тыва, Хабаровский край, Брянская, Волгоградская, Тульская области, Москва, Ненецкий автономный округ), а также парламенты Крыма и Севастополя. 14 сентября пройдут также выборы мэра Южно-Сахалинска, представительных органов Улан-Удэ, Элисты, Йошкар-Олы, Владикавказа, Читы, Хабаровска, Благовещенска, Брянска, Вологды, Иркутска, Кургана, Мурманска, Пензы, Южно-Сахалинска, Челябинска, Биробиджана, Нарьян-Мара, Анадыря, Салехарда.

Кроме того, вполне вероятно, что пик спроса придется на вторую половину июля – начало августа, когда о своем интересе к технологам заявит часть территорий, уверенных сегодня в отсутствии необходимости внешних консультантов, хотя и сталкивающихся уже с ограничениями эффективности административного ресурса при налаживании управленческих процессов – например, при организации нотариального заверения подписей муниципальных депутатов.

Очевидно, что к концу июля значительная часть специалистов будет законтрактована и оставшиеся на рынке не смогут в полной мере удовлетворить эти запросы. Соответственно, качество избирательных кампаний будет во многом обусловлено эффективностью тех инструментов политического управления, которые создавались в регионах в невыборный период.

 

История института кураторов внутренней политики в регионах

 

На рубеже нулевых – десятых годов, когда в большинстве политически активных регионов этот институт постепенно интегрируется в состав администраций, федеральное политическое руководство предпринимает попытки начать мягкое регулирование этой сферы, усиливается запрос на определение губернатором конкретных ответственных за ведение политических вопросов. Окончательное оформление института происходит к 2012 году. Это происходит в силу целого ряда причин – от смены руководства Администрации президента до понятного технического желания формализовать список приглашаемых на совещания персон. К этому времени во всех регионах происходит назначение профильных кураторов внутренней политики, создаются агентства или министерства внутренней политики на уровне субъектов Федерации. На федеральном уровне начинаются периодические семинары (самый заметный семинар прошел 13-14 ноября 2013 года в Подмосковье) и совещания с курирующими внутреннюю политику вице-губернаторами.

Прошло уже достаточно времени для того, чтобы подвести первые итоги создания института вице-губернаторов по внутренней политике во всех российских регионах.

Необходимость выделения политического блока из привычных экономического (в который могут входить промышленный, имущественный, аграрный, инфраструктурный, инвестиционный, внешние связи) и социального в областных администрациях была осознана не сразу и не одномоментно. Нередко такое выделение происходило по субъективным причинам – вследствие наличия внутри администрации влиятельного чиновника (вице-губернатора, советника губернатора, руководителя пресс-службы), осознающего значимость внутриполитической сферы или вынужденного «разруливать» острые политические конфликты в регионах с высоким уровнем внутренней конкуренции.

 

Задержка выделения внутриполитического блока обуславливалась целой серией причин, в числе которых:

·         Нехватка рефлексий по поводу политической сферы как таковой. По меткому выражению одного из опрошенных экспертов, политический блок в администрации в идеале должен быть сосредоточен на воспроизводстве собственной власти губернатора и управлении социально-политическими рисками. Однако уровень представлений управленческой элиты о необходимости этих функций развит весьма слабо. Не случаен крен политических блоков администраций в сторону избирательных кампаний или сферы сугубо публичного политического пространства – взаимоотношений с партиями, общественными организациями и т.п. Нередко политические процессы воспринимаются как элемент ритуала, одна из многочисленных курируемых отраслей (как отметил один из участников опроса, «раз есть сельское хозяйство – будет вице-губернатор по АПК, раз есть партии и выборы и от этого никуда не деться – будет вице-губернатор по внутренней политике»).

·         Издержки инерции госаппарата, с трудом поддерживающего коммуникации за рамками установленных бюрократических процедур. Общение с внешними интересантами нередко «только мешает» поддержанию привычного хода вещей внутри бюрократической машины.

·         Долгое восприятие в качестве ключевого источника политических коммуникаций региональных парламентов. Это логично с точки зрения представлений о классических моделях демократии, однако очевидно, что в силу целого ряда обстоятельств большинство региональных законодательных собраний изначально не были готовы играть эту роль либо утратили такие претензии в силу различных причин. Оформление региональных администраций как безусловных центров принятия решений во многих регионах проходило не сразу – в некоторых случаях особую роль играли региональные парламенты и т.п. Становление региональных администраций как ключевого ресурсораспределителя для большинства акторов (партии, муниципальные образования, СМИ) происходит лишь в нулевые годы.

·         Склонность к выводу соответствующих функций на аутсорс. Прежде всего, речь идет об электоральных процессах (привлечение технологов на период избирательной кампании и забвение об общественных связях после ее окончания) и в значительной мере информационной политике. В отдельных случаях ключевую роль коммуникатора, обеспечивающего лоббирование через местный парламент и другие структуры, брали на себя присутствующие в регионе финансово-промышленные группы.

·         Противоречие в глазах части чиновничества между привычным директивным стилем управления (в том числе во внутренней политике) и функциями коммуникации, предполагающими необходимость находиться в диалоге с ключевыми интересантами, выслушивать их позицию, вырабатывать взаимоприемлемые компромиссы.

·         Неразвитость системы обмена опытом управления внутриполитическими процессами между отдельными территориями.

 

Долгое время институт политических управленцев остается в региональных администрациях слабо институционализирован. Роль политических управленцев в одних случаях берут на себя заместители руководителя или руководители аппаратов, администраций, в других – штатные и нештатные советники, в третьих – оставшиеся в регионе после выборов политтехнологи, лоббисты или другие внешние по отношению к администрации интересанты. 

Оформление института вице-губернаторов по внутренней политике не завершено и до сих пор – однако с учетом требования федеральных чиновников выделить для коммуникации «ответственного чиновника» в ранге не ниже вице-губернатора такие персоналии в администрациях были определены. В некоторых случаях должность обозначена формально («заместитель губернатора по внутренней политике» (Краснодарский край, Приморский край, Оренбургская, Тульская области), «заместитель руководителя администрации президента по внутренней политике» в Башкортостане, «заместитель руководителя администрации главы – начальник управления по внутренней политике» (Марий Эл, Мордовия, Якутия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), сходные формулировки (или совмещение вице-губернаторства с профильным подразделением) приняты в Белгородской, Ивановской, Курской областях. Чаще распространена схема, при которой внутренняя политика не упоминается в названии должности, однако ее курирование предусмотрено распределением функционала между заместителями губернатора. В Новосибирской, Смоленской, Томской областях должность была учреждена, но вакансия в настоящий момент не заполнена. Наконец, имеются территории, где внутриполитический блок одновременно де факто входит в сферу компетенции двух или даже трех заместителей губернаторов (Брянская, Московская, Нижегородская, Псковская области).

В большинстве краев и областей куратор внутренней политики работает в структуре регионального правительства или администрации. Однако в национальных республиках нередко имеется разделение на правительство и администрацию (аппарат) собственно главы региона. В этих случаях функции чаще сосредоточены в администрации главы. В «русских» областях такая схема распространена реже – хотя есть территории, где правительство и администрация существуют обособленно, а в Астраханской области у каждого из них имеются даже собственные отдельные сайты.

 

Текущее состояние внутриполитических блоков в регионах

 

Хотя регионы реализовали пожелание федеральной власти создать вакансию вице-губернатора по внутренней политике, они имели высокую степень автономии при решении вопросов о функционале и полномочиях этих чиновников. Федеральный Центр пытался администрировать этот процесс и согласовывать процесс назначений вице-губернаторов по внутренней политике, но окончательное решение оставалось за губернаторами. Даже звучавшая одно время из Москвы рекомендация совместить кураторство внутренней политики с руководством аппарата областного правительства была реализована лишь в небольшом числе субъектов.

 

Как правило, вице-губернатор по внутренней политике курирует:

 

·         Подразделение, в названии которого есть слово «внутренняя политика» (управление, министерство и т.п.). Смысловое наполнение функционала этого ведомства неодинаково. В одних случаях речь идет о сугубо публичной политике, общественных проектах, в других – касается более широкого круга вопросов, в том числе взаимодействия с муниципалитетами

·         Подразделение по коммуникации с политическими партиями и общественными организациями (в тех случаях, когда оно выделено из внутриполитического подразделения).

 

Часто (но не всегда) в сферу его компетенций входят:

 

·         Блок взаимодействия со СМИ (пресс-служба администрации или губернатора, информационное управление)

·         Подразделение по взаимодействию с муниципальными образованиями. Но здесь бывают случаи конкуренции или отсутствия у «внутриполитического» вице-губернатора навыков и мотиваций для работы с муниципальным блоком. Здесь сказывается в том числе и место отношений между субъектом и ключевыми муниципалитетами во внутренней политике региона: в одних случаях местное самоуправление играет подчиненную роль, в других (Карелия, Приморский край, Архангельская, Московская, Новосибирская, Самарская, Свердловская области) отношения региональной администрации и мэрии столичного города составляют порой главный нерв реальной политической конкуренции в регионе.

·         Работа аналитических, социологических, мониторинговых служб.

 

«Факультативно» в ряде случаев вице-губернатор также координирует:

·         Функционирование аппарата правительства или губернатора

·         Кадровую политику

·         Взаимодействие с уполномоченными (по правам человека, по правам ребенка, бизнес-омбудсменами)

·         Вопросы молодежной политики

·         Отношения с национальными диаспорами и религиозными общинами

·         Отношения с казачеством

·         Правовые вопросы (включая работу загсов, архивов и т.п.).

 

Общего представления о том, что должно входить в функционал «политического» вице-губернатора, нет и у экспертов. В ходе проведенной серии интервью выявились различия подходов.

Эксперты сходятся в том, что в компетенцию политического вице-губернатора должны входить проведение избирательных кампаний, коммуникации с публичными институтами (партии, общественные организации, фракции в региональном парламенте) и с общественным мнением – через курирование работы пресс-службы и медиа-блока, формирование имиджа губернатора, региональной власти, а также региона в целом. На сегодня во многих регионах медийный блок существует отдельно, иногда он нередко замкнут на главу региона. Эта схема выглядит организационно осмысленной в тех случаях, когда губернатор подчеркнуто демонстрирует открытость и охотно общается со средствами массовой информации. Впрочем, в этом случае неизбежно формируется отождествление имиджа губернатора и имиджа региона в целом со всеми сопутствующими рисками. Кроме того, необходимость в координации работы этих блоков возрастает во время избирательных кампаний.  С другой стороны, ситуации, при которых внутриполитический блок постепенно полностью переходит в подчинение усилившемуся руководителю пресс-службы, эксперты находят мало рациональными: пресс-службами обычно руководят выходцы из журналистского корпуса, и велик риск, что их представления о политической сфере сводятся к сугубо публичному полю, в то время как много ключевых для «воспроизводства власти» направлений работы (выстраивание элитных коалиций, поиск взаимоприемлемых компромиссов, отношения с оппозицией и т.п.) нередко решаются непубличными средствами.

Большая часть опрошенных экспертов считает целесообразным курирование вице-губернатором по внутренней политике отношений с муниципалитетами. Действительно, взаимодействие с территориями часто составляет важнейшую (хотя и подчас непубличную) часть политического процесса в регионах. Не случайно во многих регионах «политический» и «муниципальный» блоки объединены в одно ведомство (агентство или министерство внутренней политики).

Отдельной проблемой является коммуникация с главами крупных городов – особенно административных центров субъектов Федерации, которые часто стремятся замкнуть коммуникацию на первое лицо региона либо (в наиболее конфликтных случаях) вообще пытаются минимизировать контакты с региональной администрацией. Здесь эксперты не могут предложить общий рецепт: в одних случаях (при напряженных личных отношениях губернатора и мэра) политический вице-губернатор может выступать модератором, сглаживая острые углы, в других (там, где мэр уклоняется от общения с «неравновеликими» фигурами) искать посредника, пользующегося доверием главы муниципалитета и способного к эффективной коммуникации по профильным темам.

Надо заметить, что некоторые эксперты (меньшинство) негативно относятся к идее объединения политического и муниципального блоков. Они указывают, что ключевым инструментом воздействия на муниципалитеты является распределение благ – бюджетных субсидий, включения в различные программы. Обычно они входят в сферу влияния других заместителей губернатора, и куратор внутренней политики часто не имеет доступа к принятию соответствующих решений и, кроме того, может не обладать необходимыми компетенциями в экономических вопросах.

Споры вызвал и вопрос о том, в какой степени внутриполитический вице-губернатор может курировать кадровую политику. В идеальной схеме такие функции были бы логичны – поскольку формирование кадрового резерва является серьезным политическим инструментом, а также дает возможность для выстраивания различных внутриэлитных комбинаций и коалиций. Однако существующие реалии таковы, что функции кадрового блока часто сводятся к классическому  «отделу кадров» (система учета кадров, заполнения трудовых книжек, проверок и т.п.), а созданные кадровые резервы не являются главным инструментом, с помощью которого заполняются бюрократические вакансии.

Высока неопределенность в вопросе о том, является ли целесообразным совмещение функций вице-губернатора и руководителя аппарата регионального правительства, администрации губернатора. В 2012 году с федерального уровня приходили сигналы о целесообразности такого совмещения, однако затем позиция Центра стала менее жесткой. Такое совмещение сегодня реализовано в Бурятии, Республике Алтай, Забайкальском, Пермском и Ставропольском краях, Владимирской, Курганской, Орловской, Самарской, Сахалинской областях, Москве, Санкт-Петербурге и ряде других регионов. Большинство экспертов не находят такое совмещение рациональным, поскольку руководство аппаратом и администрацией часто требует большого объема организационной и технической работы и затрудняет эффективную координацию внутриполитического блока.

Отличается и реальный статус «политического» вице-губернатора. В одних случаях он воспринимается в административной табели о рангах как «человек № 2» после губернатора, в других – уступает по влиянию кураторам экономики, промышленности, финансов, в третьих - политические функции разделены между несколькими чиновниками. Сторонники последней практики иногда указывают на то обстоятельство, что такое разделение практикуется и на федеральном уровне, где вопросы внутренней политики, отношений с регионами, взаимодействия с СМИ, межнациональных отношений разделены между несколькими заместителями руководителя Администрации президента. Однако в целом практика совмещений не слишком приветствуется – поскольку это не только создает параллелизм в работке структур региональной администрации и замедляет процесс принятия решений, но и затрудняет выделение регионом одного конкретного чиновника, коммуницирующего по вопросам внутренней политики с федеральным уровнем власти.

Вполне естественно, политические вице-губернаторы, как и прочие чиновники, сталкиваются с издержками распределения функций в госаппарате. С одной стороны, им приходится бороться за курирование всех «политических» вопросов, с другой – пытаться сбросить с себя многочисленные избыточные функции, не имеющие прямого отношения к политическому блоку и отнимающие немало времени, вплоть до мобилизационной подготовки, работы загсов и прочих функций, доставшихся по остаточному принципу – в силу того, что никто из коллег по администрации не был заинтересован в их курировании.

Особо стоит вопрос о понимании необходимости расширения функционала политических вице-губернаторов. Поскольку они, как правило, занимаются созданием имиджа региональной власти, содержанием публичной позиции губернатора, социологическими исследованиями, на повестке дня все чаще встает вопрос о включении в их функционал смежных тем – например, имиджа региона на федеральном уровне и продвижения региональных брендов. Эти задачи находятся пока только в стадии осмысления. Эффективность продвижения имиджа региона в общефедеральном масштабе, как правило, ограничивается из-за того, что действия сводятся к проведению различного рода публичных мероприятий (конференции, презентации, выставки), размещению материалов в центральных СМИ, а также повышенному вниманию к позициям региона в многочисленных рейтингах. Однако подобные во многом технические шаги часто имеют ограничения, главные из которых – относительно слабое различение федеральными аудиториями территорий между собой и обусловленное невысоким интересом к региональным новостям минимальное присутствие регионов в федеральной повестке дня (на попадание в нее гарантированно можно рассчитывать, как правило, только в негативном контексте). Задача же адаптации продвижения регионов на общероссийском уровне к установкам и стереотипам федеральной элиты носит по сути политический характер и требует серьезной гибкости. Иногда это направление удается усилить продвижением региональных брендов – однако пока активность территорий на этом направлении несоразмерна с скромными результатами. Можно ожидать, что по окончании выборного цикла внимание региональных администраций к этой теме возрастет – и произойдет переключение активности политических вице-губернаторов на это направление.

В то же время здесь возникает пересечение сфер ответственности с представительствами регионов в Москве (которым нередко руководит отдельный вице-губернатор). Как показывает опыт, большинство представительств занимаются в основном организационными функциями (встречи и проводы чиновников, организация переговоров и т.п.) и в любом случае удалены от процесса выработки решений, связанных с имиджем региона. Механизм синхронизации задач работы представительства и продвижения регионального бренда в большинстве субъектов Федерации сегодня отсутствует.

 

Резюме

 

Таким образом, несмотря на формальное учреждение института вице-губернаторов по внутренней политике и наполнение их функционала, задачи воспроизводства губернаторами собственной власти и управления рисками с помощью политических инструментов решаются с разной эффективностью. В большей части регионов проведение большого числа губернаторских выборов может повысить актуальность этой задачи, в меньшей возможно и обратное прочтение: малоконкурентные выборы усилят восприятие сферы внутренней политики как сугубо ритуальной и декоративной.

Успешное проведение нынешнего избирательного цикла повысит вероятность использования существующей системы управления выборным и политическим процессом в регионе, которая будет задействована во время последующих федеральных выборов. Представления об эффективности существующей модели разноречивы. В числе возможных рисков такого пути эксперты называют неодинаковость опыта работы вице-губернаторов, размытость стандартов качества, наличие у многих кураторов чрезмерного крена в сторону политтехнологий (или, наоборот, аппаратных инструментов). Наконец, сохраняется риск того, что успешные полководцы будут психологически ориентированы на прошлые, а не на будущие бои.

Можно спрогнозировать два возможных подхода федеральной власти к повышению эффективности внутриполитических блоков региональных администраций. Первый предполагает выдвижение единых требований с федерального уровня. Он может быть реализован как путем усиления методологической составляющей (системы обучения, тренингов, обмена опытом), так и (что менее вероятно) с помощью усиления формальных требований – наличия у вице-губернатора опыта самостоятельного участия в публичной политической активности, результатов избирательных кампаний с его участием и т.п. Второй путь предусматривает сохранение нынешнего положения вещей с стимулированием конкуренции между вице-губернаторами отдельных территорий – однако он чреват новыми конфликтами, поскольку кураторы внутренней политики столкнутся с необходимостью усиления продвижения итогов собственной работы в ущерб продвижению итогов работы своих губернаторов.

Если работа по осмыслению функционала внутриполитических вице-губернаторов в послевыборный период будет продолжена, возможно нарастание внутренней конкуренции в региональных администрациях: управленческие задачи будут требовать перевести под контроль вице-губернаторов по внутренней политике задачи продвижения региональных брендов и лоббирования интересов региона на федеральном уровне, а естественный после победы на выборах консервативный настрой – не менять существующий порядок вещей.

 

 

 

Приложения

 

Топ-5 наиболее заметных событий вокруг вице-губернаторов по внутренней политике

 

Омская область

В июне 2014 года первый вице-губернатор Омской области Юрий Гамбург был арестован по подозрению в нарушениях с выделением земель во время работы в мэрии Омска. Поскольку Гамбург считался «вторым человеком» в областной администрации и курировал широкий круг вопросов, эксперты не считают, что арест напрямую связан с кураторством чиновником внутриполитических вопросов

Новосибирская область

5 апреля вице-губернатор Новосибирской области по внутренней политики Виктор Козодой сообщил в Twitter о своем уходе в отставку. Примечательно, что это произошло утром в воскресенье – в день голосования на выбрах мэра Новосибирска, но еще до подведения итогов голосования.

Волгоградская область

После смены главы региона в 2014 году вице-губернатором был назначен Юрий Сизов. Он курировал внутриполитический блок в 2001-2010 годах во время губернаторства Николая Максюты, при следующих губернаторах (А.Бровко и С.Боженов) сначала работал в бизнесе, а затем занимал посты в обладминистрации, не связанные с внутриполитическим блоком

Калмыкия

Назначение в мае 2014 года заместителем главы администрации Калмыкии по внутренней политике журналистки Бовы Городовиковой рассматривалось в СМИ как предвыборный сигнал – привлечение в администрации сравнительно мало популярного главы Калмыкии Алексея Орлова представителей знаковой для жителей республики фамилии (внучка первого секретаря обкома КПСС в 1961-1978 гг.  Басана Городовикова – брата одного из основателей Калмыцкой АССР Оки Городовикова (в его честь назван третий по численности населения город Калмыкии).

Кировская область

В начале 2014 года пост вице-губернатора по внутренней политике занял Роман Антонов, ранее работавший помощником полпреда в Приволжском федеральном округе. Этот шаг был расценен как свидетельство создания широкой элитной коалиции и сигнал о неиспользовании административного ресурса на выборах губернатора Кировской области против Никиты Белых.

 

 

 

 

 

 

Коллективный портрет вице-губернатора по внутренней политике

 

Средний возраст – 1965 г.р. (средний возраст губернаторов – 1959 г.р.)

Образование – юрист, историк, инженер, управленец

Предыдущее место работы – высокопоставленный чиновник регионального правительства, работник муниципального образования, аппарат главы региона, бизнес

 

Образование

 

Юрист

27

Историк

18

Инженер

16

Управленец

14

Экономист

10

Военный

6

Педагог

5

Аграрий

4

Философ, физик, политолог, специалист по международным отношениям

По 2

Литератор, математик, строитель, транспортник

По 1

 

 

Карьерный опыт

 

Предыдущая карьера

Количество чиновников (+ количество чиновников с опытом соответствующей работы задолго до назначения на нынешний пост)

Министр регионального правительства, вице-губернатор, руководитель регионального подразделения федерального ведомства

23+4

Глава, работник руководящих органов муниципального образования

14+8

Администрация, аппарат, секретариат главы региона

11+1

Бизнес

7+5

Депутат регионального парламента, муниципального собрания

3+7

Представитель руководящих органов «Единой России»

3+5

Работник органов КГБ, ФСБ

0+5

Работник общественной, некоммерческой организации

2+2

Работник полпредства

3

Ректор, проректор вуза

3

Председатель, член избирательной комиссии

3

Органы внутренних дел

0+3

Роснаркоконтроль

1+1

Налоговые органы

1+1

Журналист

1+1

Работник федеральных органов власти

2

Депутат Госдумы РФ

0+2

Работник аппарата Совета Федерации

1

Работник pr-блока компании, корпорации

1

Уполномоченный по правам ребенка

1

Уполномоченный по правам человека

1

Аграрий

+1

Работник администрации другого региона

1

Нет данных

4

 

 

 

Краткая информация о заместителях глав регионов РФ, курирующих внутреннюю политику

 

 

Регион

Должность

Год рождения, год прибытия в регион, год назначения. Образование

Опыт работы

Адыгея

Мешлок Хамид Махмудович. Заместитель руководителя администрации главы и кабинета министров

1965

Ранее занимал пост начальника отдела республиканского управления Министерства по налогам и сборам.

Башкортостан

Мифтахов Альберт Ленарович. Заместитель руководителя администрации президента по внутренней политике

1959. Местный. 2014. Философ

Был секретарем, первым секретарем Башкирского обкома ВЛКСМ. В 1991-1994 - первый секретарь комитета в Союзе демократической молодежи РБ. В 1994-1998 - директор Центра таможенного обслуживания. В 1998-2002 - заместитель директора ООО "Сим". В 2002-2008 - заместитель директора, директор по экономике ООО "Монтажводстрой". В 2009-2012 - исполнительный директор ООО "Новые системы". В 2012-2013 - руководитель регионального исполкома "Единой России"

Бурятия

Носков Петр Лукич. Заместитель председателя правительства - руководитель администрации главы и правительства

1956. Местный. 2008. Инженер, экономист

Был директором совхоза "Авангард", 1992-2002 - председатель комитета по госимуществу, глава Мухоршибирского района, 2002-2005 - председатель республиканского комитета по природопользованию и охране окружающей среды, 2005-2008 - министр природных ресурсов

Республика Алтай

Сакладов Александр Анатольевич. Заместитель председателя правительства, руководитель единого аппарата главы республики и правительства

1965, ?, 2011. Академия МВД

Работал начальником УВД, заместителем министра внутренних дел РА, председателем комитета по охране объектов животного мира. Как и глава РА А.Бердников, является выходцем из системы МВД

Дагестан

Исрапилов Артур Анварович. Заместитель руководителя администрации президента и правительства РД

1960. Местный. 2013. Педагог

Работал секретарем Новолакского райкома ВЛКСМ, вторым секретарем Новолакского райкома КПСС. В 1991-1999 - заместитель, первый заместитель главы администрации Новолакского района. В 1999-2003 - глава администрации Кировского района Махачкалы. 2003-2007 - заместитель председателя Народного собрания Дагестана. 2007-2013 - начальник управления территориального развития и местного самоуправления администрации президента и правительства РД

Ингушетия

Хашегульгов Башир Мухарбекович. Руководитель администрации главы

Н.д. 2014. Институт ФСБ

В 1993-2012 работал в ФСБ, был заместителем начальника УФСБ по Калужской области. В 2012-2014 - первый заместитель руководителя администрации

Кабардино-Балкария

Битоков Владимир Михайлович. И.о. руководителя администрации главы КБР

1958. Местный. 2013. Историк.

В 1986-1991 – инструктор Ленинского райкома КПСС. В 1991-1993 – заместитель генерального директора Службы труда молодежи. В 1993-2004 – консультант советника президента КР, руководитель секретариата вице-президента КБР, руководитель секретариата председателя правительства. Позднее руководил аппаратом парламента КБР, работал консультантом Федерального агентства РФ по здравоохранению и социальному развитию.

Калмыкия

Городовикова Бова Басановна. Заместитель руководителя администрации главы

1978. Н.д. 2014. Юрист

Работала военным корреспондентом газеты "Московские новости", продюсером московского представительства газеты Suddeutsche Zeitung, в 2002-2008 - продюсер отдела документалистики телекомпании НТВ. В 2008-2014 - продюсер Ближневосточного бюро НТВ, руководитель представительства РИА "Новости" в Израиле. Одновременно с назначением заместителем руководителя главы возглавила медиа-холдинг "Республиканское информационное агентство "Калмыкия". Некоторые эксперты указывают, что ключевые вопросы в сфере внутренней политики ведет руководитель администрации главы республики Игорь Шалхаков

Карачаево-Черкесия

Салпагаров Эльдар Билялович. Руководитель администрации главы и правительства

1972. Местный. 2011. Историк, юрист.

В 2000-2002 – главный специалист правового управления, консультант контрольно-аналитического управления администрации президента республики. В 2003-2004 – председатель Госкомитета КЧР по делам молодежи. В 2004-2011 – глава Карачаевской районной государственной администрации, Карачаевского муниципального района

Карелия

Баев Вячеслав Геннадьевич. Руководитель администрации главы

Н.д., 2012, 2012. Философ

Был главой Кобринского сельского поселения в Гатчинском районе, руководителем исполкома "Единой России" в Ленинградской области

Карелия

Шабанов Юрий Алексеевич. Заместитель главы республики по региональной политике – министр по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и СМИ

1959. До 1996. 2013. Педагог.

Работал директором средней школы, лицея. В 1996-1999 – депутат горсовета Петрозаводска. В 1999-2001 – заместитель управляющего ликеро-водочного завода «Петровский». С 2001 – гендиректор издательского дома «Петропресс». В 2002  избран депутатом Законодательного собрания Карелии, заместитель председателя конституционного комитета. В 2007-2008 – советник главы Карелии. В 2008-2010 – гендиректор ООО «Телекоммуникационные сети «Петронет». В 2010-2012 и 2012-2013 – руководитель отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны Карелии. В 2012 вышел из «Единой России», возглавив региональное отделение партии «Патриоты России».

Коми

Чернов Алексей Леонидович. Первый заместитель главы республики

1968, 2002, 2006. Экономика и управление, менеджмент и маркетинг

С 1989 года - помощник кинорежиссера киностудии «Ленфильм». С 1990 года - работал на руководящих постах различных компаний. С 2002 года - советник, главный советник Главы Республики Коми. С 2003 года - главный советник Главы Республики Коми

Марий Эл

Швецов Станислав Витальевич. Первый заместитель руководителя администрации главы, начальник управления внутренней политики и контроля

1970. Н.д.

 

Мордовия

Василькин Владимир Ильич. Заместитель руководителя администрации - начальник управления по внутренней политике

1959, местный, 2012

Был первым секретарем обкома ВЛКСМ, заместителем главы района, начальником республиканского управления социальной политики

Саха

Соловьев Александр Юрьевич. Заместитель руководителя администрации по вопросам внутренней политики и взаимодействию с обществом

1960. Местный. 2012

В 1988-1991 работал в Якутском горкоме, рескоме ВЛКСМ. В 1992-1999 работал в строительных организациях Якутска. В 1999-2003 - старший референт аппарата правительства, заместитель руководителя секретариата председателя правительства, руководитель департамента по МСУ. 2003-2012 - заместитель руководителя, руководитель департамента внутренней политики администрации президента и правительства

Северная Осетия

(?) Таболов Сергей Солтанбекович. Руководитель администрации главы и правительства

1972. Местный. 2014. Историк

Работал в Институте фундаментальных исследований при Северо-Осетинском государственном университете. В 1998-2000 - консультант министерства, 2000-2001 - заместитель министра, 2001-2004 - министр по делам национальностей и внешних связей. 2004-2008 - председатель ГТРК "Алания", директор филиала ФГУП "ГТРК Алания". 2008-2014 (с перерывами) -  заместитель председателя правительства республики

Некоторые из экспертов считают, что функционал внутренней политики во многом остался у бывшего руководителя главы администрации республики Сергея Такоева, перешедшего на должность председателя правительства республики.

Татарстан

Терентьев Александр Михайлович. Заместитель руководителя аппарата президента - руководитель департамента по вопросам внутренней политики

1961, местный, 2006 (руководитель управления департамента), 2013 - заместитель руководителя аппарата. Прикладная математика, Высшая комсомольская школа

Работал в органах ВЛКСМ, был первым заместителем главы района в Казани, референтом организационного отдела АП. В 2003-2006 - заведующий отделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям

Тыва

Монгал Артур Маадырович. Заместитель председателя правительства

1964. 1990. 2012. Юрист

1990-2007 работал в органах прокуратуры. 2008-2012 - заместитель председателя правительства, руководил канцелярией председателя правительства

Удмуртия

Сабуров Сергей Александрович. Заместитель руководителя администрации главы и правительства - начальник управления по внутренней политике

Н.д.

Ранее возглавлял информационно-аналитическое управление администрации Ижевска. Выходец из политтехнологического сообщества

Хакасия

(?) Бызов Владимир Михайлович. И.о. руководителя администрации - председателя правительства

1964. Местный. 2014. Историк, юрист

В 1989-2011 работал в органах КГБ, ФСБ. В 2011-2014 - заместитель руководителя администрации главы - председателя правительства

Чечня

Даудов Магомед Хожахмедович. Руководитель администрации главы и правительства

1980, до 1997, 2012. Финансы и кредит, юрист

1999-2004 - временно не работал, 2004-2010 - в органах МВД, 2010-2012 - первый заместитель председателя правительства

Чувашия

Васильев Юрий Егорович. 1 заместитель руководителя администрации - начальник управления внутренней политики

1968. 1992. 2012. Военный инженер

Работал преподавателем ОБЖ и физкультуры, был стрелком ВОХР. В 2000-2002 работал в администрации Чебоксар. В 2002-2010 - главный специалист, заместитель главы Ленинского района Чебоксар. В 2010-2012 - глава администрации Янтиковского района

Алтайский край

Снесарь Виталий Владимирович. Заместитель губернатора

1969, местный, 2013. История, государственное и муниципальное управление

В 1995-2006 - в ФСБ, в 2006-2008 - работник краевой администрации, 2008-2013 - руководитель секретариата губернатора

Краснодарский край

Хатуов Джамбулат Хизирович. Первый заместитель главы администрации (губернатора) края.

1962. Местный. 2009. Экономист, юрист.

В 2002-2006 – глава Успенского района. В 2006-2009 - глава Армавира, в течение нескольких месяцев одновременно руководил администрацией Сочи.

Краснодарский край

Свеженец Владимир Павлович. Вице-губернатор по вопросам внутренней политики

1966. Местный. 2014. Военно-политическое училище, юрист

В 1998-2001 работал в Лабинском межрайонном отделе налоговой полиции. В 2001-2005 - директор муниципального рынка. В 2005-2009 - глава Лабинского городского поселения. В 2009-2012 - глава Мостовского района. С 2012 - директор департамента внутренней политики краевой администрации

Красноярский край

Пономаренко Сергей Александрович. 1 заместитель губернатора - руководитель администрации губернатора

1975. Местный. 2012. Инженер

В 1997-2002 работал начальником отдела оперативной информации и связей с общественностью администрации Красноярска. В 2002-2005 работал в управлении по госстроительству и МСУ краевой администрации. В 2005-2007 - начальник управления территориальной политики и МСУ. В 2007-2008 - руководитель аппарата совета администрации края, заместитель губернатора. В 2008-2012 - заместитель губернатора - первый заместитель руководителя администрации губернатора

Красноярский край

Акентьева Инесса Геннадьевна. Заместитель губернатора

1967. Местная. 2014. Педагог

1992-1999 - специалист, председатель комитета по делам молодежи администрации Советского района Красноярска. В 1999-2005 - заместитель начальника управления информации и связей с общественностью, заместитель директора департамента общественных связей, заместитель начальника управления информации администрации Красноярска. В 2005-2007 - руководитель краевого агентства печати и массовых коммуникаций. В 2007-2014 - заместитель главы Красноярска - руководитель департамента информационной политики администрации Красноярска

Приморский край

Ролик Александр Иванович. Вице-губернатор по вопросам взаимодействия с федеральными органами госвласти, информационной политики и внутренней политики

1956, между 1992 и 2003, 2012. Юрист

1981-1992 - в органах КГБ, 1992-2003 - в налоговой полиции, 2003-2010 - начальник краевого управления Роснаркоконтроля, 2010-2012 - начальник краевого управления Минюста

Ставропольский край

Соколова Ирина Борисовна. Заместитель председателя правительства, руководитель аппарата правительства

1962. 2013. 2013. Строитель

В 1995-1997 - помощник коммерческого директора нефтяной компании "Таркосаленефтегаз". В 1997-2009 была специалистом, начальником отдела, заместителем главы администрации Пуровского района.  В 2010-2013 - заместитель губернатора, руководитель аппарата губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Хабаровский край

Марценко Виктор Васильевич. Заместитель председателя правительства по вопросам внутренней политики

1952. 2012. 2012. Юрист, государственное и муниципальное управление

В 1988-1997 - председатель профкома завода "Амурдормаш", 1997-2001 - председатель Амурского облсовета. 2001-2006 - заместитель, 1 заместитель главы администрации Амурской области. 2006-2007 - заместитель полпреда в ДФО. 2007-2010 - первый вице-губернатор, заместитель председателя правительства Амурской области. В 2010-2012 - уполномоченный по правам ребенка в Амурской области

Амурская область

Палатов Валерий Иванович. Заместитель председателя правительства

1951. До 2003. 2011. Юрист

В 1968-2003 служил в органах внутренних дел. В 2003-2007 - замначальника, в 2007-2011 - начальник  УФСКН по Амурской области

Архангельская область

Ковалев Сергей Михайлович. Заместитель губернатора по региональной политике

1961, 1984, 2012. Инженер-физик

Работал на северодвинском предприятии "Звездочка", в органах ВЛКСМ, туристическом бизнесе, был проректором медицинской академии. В 1998-2005 - руководитель информационно-аналитической службы аппарата обладминистрации, замглавы обладминистрации по общественным связям. 2005-2008 - гендиректор фонда "Перспектива". 2008-2010 - директор департамента общественных связей обладминистрации, 2010-2012 - директор муниципального агентства социальной рекламы, в 2012 - министр по региональной политике и местному самоуправлению

Астраханская область

Шантимиров Канат Зенетуллаевич. Руководитель администрации губернатора

1963. Местный. 2008.  Военно-политическое училище

До 1996 служил в вооруженных силах. 1998-2005 - гендиректор ООО "Русский стиль - Просет" (Москва), "Русский стиль - Просет Дельта". С 2005 - заместитель руководителя администрации губернатора

Белгородская область

Сергачев Валерий Александрович. Первый заместитель губернатора - начальник департамента внутренней и кадровой политики

1961. Местный. 2011. Физик

Работал начальником цеха на заводах "Химмаш" и "Девиз". В 1990-1994 - коммерческий директор АО "Синтез". В 1994-2011 - замдиректора ОАО "Эфирное", директор по сырью холдинга "Эфко"

Брянская область

Касацкий Александр Иванович. Вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства

1959. Местный. 2006. Агроном

Был заместителем руководителя племенного совхоза "Красный Октябрь" в Стародубском районе. В 2004-2006 - глава Стародубского района

Брянская область

Макаров Александр Николаевич. Заместитель губернатора, заместитель председателя правительства

1960. 1982. 2009. Агроном

В 1984-1992 - председатель колхоза. 1992-2008 - заместитель главы, глава Унечского района. В 2008-2009 - и.о. начальника управления региональной безопасности. Часть решений во внутренней политике принимается вице-губернатором, первым заместителем председателя правительства Александром Касацким

Владимирская область

Невзоров Сергей Михайлович. Заместитель губернатора, руководитель аппарата

1954, 2013, 2013. Инженер

Работал в Парламентском центре, затем - руководителем секретариата заместителя председателя Совета Федерации РФ

Волгоградская область

Сизов Юрий Иванович. Заместитель председателя правительства

1952. Местный. 2014. Инженер, экономист

Был на комсомольской и партийной работе. Работал главным специалистом Комитета экономики и финансов обладминистрации. В 1994-2001 - руководитель Южно-российского управления, член правления страховой компании "Лукойл". В 2001-2010 - первый заместитель главы обладминистрации по взаимодействию с облдумой, общественными объединениями и СМИ, социально-политическим вопросам. В 2010-2011 - заместитель гендиректора ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз". В 2011-2012 - замдиректора ТПП "Волгограднефтегаз". В 2012-2014 - заместитель председателя областного правительства

Вологодская область

Шерлыгин Алексей Игоревич. Первый заместитель губернатора

1976, местный (Череповец), 2012. Радиоэлектроника, менеджмент

Работал помощником директора социально-бытового комплекса "Северстали", начальником управления мэрии Череповца по связям с общественностью, вице-мэром Череповца, одновременно был замсекретаря городского политсовета "Единой России"

Вологодская область

Макаровский Алексей Юрьевич. Заместитель губернатора

1972. Местный. 2013. Военный инженер, экономист

В 1989-1999 служил в Вооруженных силах. В 2000-2010 - заместитель директора, директор ОО ИТЦ "Ками-Север". В 2010-2012 - заместитель главы Вологды - начальник контрольно-аналитического управления. В 2012-2013 - начальник департамента внутренней политики областного правительства

Воронежская область

Агибалов Юрий Владимирович. Заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора и правительства

1957. До 1980. 2009. Аграрий, юрист

Работал в советских и партийных органах. В 1992 - замначальника отдела координации работы аппарата областной и местных администраций облдминистрации. В 1992-1993 - замначальника орготдела облсовета. В 1994-1999 - начальник орготдела, замруководителя аппарата обладминистрации. В 1999-2001 начальник управления по работе с МСУ и кадрами. В 2001-2005 - управляющий делами аппарата облдумы. В 2005-2009 - руководитель аппарата облдумы.  В мероприятиях по внутренней политике также принимает участие заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства - руководитель управления внутренней политики Валентин Селютин

Ивановская область

Кабанов Андрей Юрьевич. Заместитель председателя правительства, руководитель Комплекса внутренней политики

1969. Местный, 2013. История

Работал замдиректора Ивановского медицинского страхового общества, гендиректором ОГУП "Ивлеспром", "Сельинвест", "Декоративные культуры". В 1990-1994 - депутат облсовета. В 2000-2007 - депутат Законодательного собрания. В 2000-2004 - экономический советник губернатора. В 2007-2009 - общественный советник губернатора по вопросам лесного хозяйства. В 2009-2011 - заместитель председателя областного комитета по лесному хозяйству. В 2011-2013 - уполномоченный по правам человека

Иркутская область

Слободчиков Николай Валентинович. Первый заместитель председателя правительства

1961. Местный. 2012. Транспортник, юрист

В 1991-1997 - председатель комитета по делам молодежи, председатель комитета по социальной политике обладминистрации. В 1997-1998 - заместитель главы Восточно-Сибирского представительства "Интерроса". В 1998-2007 работал в БайкалРОСБАНКе, в 2007-2010 - директор Иркутского филиала Росбанка. В 2010-2012 - руководитель Международного финансового клуба в Иркутске

Калининградская область

Плюхин Михаил Юрьевич. Заместитель председателя правительства

1962. До 1995. 2014. Радиоинженер, юрист

В 2005 был назначен министром по развитию территорий. В 2010-2011 - заместитель губернатора, в 2011-2014 - председатель областной избирательной комиссии

Калужская область

Оганесян Арсений Арменович. Заместитель губернатора

1978.  2013. 2013. Политолог

Работал политическим обозревателем, заместителем главного редактора редакции в РИА "Новости", заместителем генерального продюсера телеканала ДТВ, советником руководителя "Россотрудничества", замначальника управления по связям с общественностью группы "ИТЕРА"

Камчатский край

Унтилова Ирина Леонидовна. Вице-губернатор

1957, до 1977, 2011. История, обществоведение, менеджмент образования, управление

Работала в органах ВЛКСМ и КПСС, директором средней школы. В 2005-2011 - советник, заместитель главы Петропавловска-Камчатского

Кемеровская область

Зеленин Алексей Анатольевич. Заместитель губернатора - руководитель аппарата администрации

1965. Местный. 2013. Историк

В 1987-2000 работал в Кемеровском госуниверситете. В 2000-2009 и 2012-2013 - руководитель областного департамента молодежной политики и спорта. 2009-2012 - проректор Кемеровского госуниверситета

Кировская область

Антонов Роман Валерьевич. Первый заместитель председателя правительства

1972, 2014, 2014

1994-2004 - гендиректор нижегородских фирм "Ака", "РООМ", 2004-2007 - председатель бюджетного комитета, заместитель председателя ЗС Нижегородской области, 2007-2011 - депутат Госдумы РФ, 2011-2012 - главный федеральный инспектор по Пермскому краю, 2012-2014 - помощник полпреда в ПФО

Костромская область

Соколов Александр Валентинович. Заместитель губернатора

1970, местный, 2014. История, международные отношения

1992-1997 - специалист, заведующий отделом по делам молодежи, семьи и детства обладминистрации, 1997-2005 - секретарь ЦК Российского союза молодежи, 2005-2011 - председатель Национального совета молодежных и детских объединений России, 2011-2014 - президент Фонда содействия развитию международного сотрудничества

Курганская область

Шумков Вадим Олегович. Заместитель губернатора - руководитель аппарата правительства

1964, местный, 2010. Военно-политическое училище

1995-1997 - директор охранного предприятия. 1997-2000 - советник губернатора. 2001-2010 - управляющий делами областного правительства

Курская область

Гребенькова Людмила Александровна. Заместитель губернатора - председатель комитета внутренней политики

1953. Местная. 2008. Педагог

Ранее занимала пост заместителя мэра Курска

Ленинградская область

Патраев Константин Николаевич. Первый вице-губернатор

1967. До 1997. 2012. Банковское дело, юрист.

Работал в Северо-Западном УВД на транспорте. Работал в управлении безопасности Промстройбанка. В 1997-2002 - первый заместитель мэра Светогорска (Выборгский район). В 2002-2006 работал в администрации Выборгского района, в 2006-2012 - глава администрации  района.

Липецкая область

Никонов Александр Николаевич. Заместитель главы администрации

1955. Местный. 2010. Аграрий

Работал председателем колхоза, инспектором обкома КПСС. В 1989-1991 - председатель Добринского облисполкома. В 1991-1993 - председатель Добринского райсовета. В 1994-1998 - заведующий орготделом Липецкого облсовета. В 1998-2010 - заместитель председателя Липецкого облсовета

Магаданская область

Плют Александр Александрович. Заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора

1976, 2003, 2014. Юрист

Был юрисконсультом на коммерческих предприятиях, в 2003-2006 работал в правовом управлении обладминистрации, в 2006-2013 замещал должность начальника по взаимодействию с МСУ и организационной работе обладминистрации

Московская область

Олейников Юрий Павлович. Вице-губернатор

1951. 2012. 2012. Историк

В 1987-1991 - преподаватель Высшей школы профсоюзного движения. В 1991-1996 - начальник управления рекламы в Инкомбанке. В 1996-1998 - начальник управления внешних связей "Норильского никеля". В 2001-2002 - заместитель губернатора Таймырского округа, 2002-2005 - Красноярского края. В 2005-2008 - заместитель руководителя Центрального исполкома "Единой России" по региональной политике. В 2008-2010 - заместитель гендиректора "Норильского никеля". В 2010-2012 - заместитель полпреда в СКФО

Московская область

Кузнецов Михаил Михайлович. Заместитель председателя правительства

1979. 2013. 2013. Историк

В 2006-2011 - заместитель руководителя регионального департамента Центрального исполкома "Единой России". В 2011-2013 - руководитель департамента по вопросам внутренней политики аппарата Полпреда президента РФ в ЦФО

Московская область

Ильницкий Андрей Михайлович. Заместитель председателя правительства

1959. 2012. 2013. Физик

1982-1992 - научный сотрудник ЦНИИ-26 МО СССР. 1992-2003 - работал в издательствах АСТ, "Аст-пресс", "Аграф", "Вагриус". В 2003-2006 - топ-менеджер "Открытой России". 2006-2012 - заместитель руководителя Центрального исполкома "Единой России", руководитель департамента по работе со сторонниками партии. 2012-2013 - руководитель главного управления внутренней политики и взаимодействия с муниципальными образованиями администрации Московской области

Мурманская область

Векшин Анатолий Андреевич. Заместитель губернатора

1983.2012. 2013. Юрист

Работал в Фонде правовых проблем федерализма и МСУ, в департаменте федеральных и региональных программ "Норильского никеля". В 2012-2013 - первый заместитель руководителя аппарата правительства Мурманской области

Нижегородская область

Потапов Сергей Александрович. Заместитель губернатора, заместитель председателя правительства

1951. Местный. 2006. Инженер, политолог

В 1984-1986 - инструктор Московского горкома КПСС. В 1986-1990 - первый секретарь Волгоградского райкома КПСС г. Москвы. В 1990-1993 - председатель Волгоградского райсовета г. Москвы. В 1995-2003 - депутат Госдумы РФ. В 2004-2005 - проректор Российского нового университета

Новгородская область

Верходанов Игорь Васильевич. Заместитель губернатора

1961. До 1995. 2012. Международные отношения

В 1985-1987 - инструктор по общественным связям Новгородского горисполкома. В 1996-1998 - консультант первого заместителя главы области. В 1998-2002 - консультант председателя облдумы. В 2002-2010 - заместитель председателя, председатель комитета аналитического обеспечения и информационной политики области. В 2010-2011 - председатель комитета контроля и делопроизводства обладминистрации. В 2011-2012 - председатель комитета обладминистрации по международным делам. Взаимодействием с муниципалитетами занимается заместитель губернатора Владимир Варфоломеев

Новосибирская область

вакансия

 

 

Омская область

Гамбург Юрий Викторович. 1 заместитель председателя правительства

1964. До 1991. 2012. Юрист

1993-2000 - юрист АО "Карат", 2000-2003 - зампред, председатель правления Фонда развития юридического образования и правовой культуры, 2003-2005 - гендиректор ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа", 2005-2012 - первый заместитель мэра Омска, директор департамента имущественных отношений. В июне 2014 года арестован.

Оренбургская область

Димов Олег Дмитриевич. Вице-губернатор - заместитель председателя правительства по внутренней политике

1968, ?, 2013. Военно-политическое училище, юридическая академия

1989-1993 - служба в вооруженных силах, 1993-1996 - начальник службы безопасности филиала банка "Южный Урал", 1997-2001 - замдиректора ЗАО "Связьинвест", 2001-2007 - замдиректора, президент группы компаний "Промтехмонтаж", 2004-2010 - депутат горсовета Оренбурга, 2010-2011 - заместитель главы Оренбурга, 2011-2012 - вице-губернатор, 2012-2013 - вице-президент ТНК-BP - директор филиала "ТНК-BP Оренбург"

Орловская область

Соколов Вадим Вячеславович. И.о. заместителя губернатора и председателя правительства - руководитель аппарата губернатора и правительства

1967. Местный. 2014. Историк, юрист

В 1995-1996 работал в банке "Информтехника". В 1996-2001 - специалист юридического отдела, начальник управления организации работы МСУ и правового обеспечения администрации Орла. В 2001-2006 - заместитель мэра Орла. В 2006 был избран депутатом горсовета Орла. В 2006-2007 - замдиректора по связям со СМИ и органами власти Орловской промышленной компании. В 2007-2008 - начальник управления организационной работы и региональной политики аппарата губернатора. В 2008-2011 - заместитель руководителя аппарата губернатора. В 2011-2014 - председатель областной избирательной комиссии

Пензенская область

Савин Валерий Александрович. Вице-губернатор

1963. Местный. 2014. Инженер, управленец

В 1985-1993 - преподаватель политехнического института. В 1993-1998 - начальник отдела по работе с административными органами, общественными организациями и молодежью администрации Пензы. В 1998-2005 - заместитель мэра Пензы, в 2005-2007 - руководитель управления по обеспечению деятельности губернатора. В 2007-2008 - глава администрации Первомайского района Пензы, Ленинского района Пензы. В 2008-2014 -  заместитель председателя областного правительства - начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления

Пермский край

Фролов Алексей Владимирович. И.о. руководителя администрации губернатора

1971. Местный. 2014. Историк. Государственное и муниципальное управление. Юрист

В 2003-2005 - советник аппарата полпреда в ПФО. В 2005-2008 - директор пермского филиала Института корпоративного развития. В 2008-2010 - вице-президент ЗАО "Комплексные энергетические системы". В 2006-2011 - депутат Законодательного собрания. В 2008-2013 - гендиректор школьной баскетбольной лиги "КЭС-Баскет". В 2013-2014 - заместитель руководителя администрации губернатора

Псковская область

Жаворонков Максим Константинович. Заместитель губернатора - руководитель аппарата

1975, 2008, 2008. Юрист

Работал юрисконсультом Энергомашбанка, заместителем директора холдинговой компании "Ленинец"

Псковская область

Остренко Виктор Владимирович. Заместитель губернатора

1975, до 1997, 2013

Был директором аналитического бюро "Социофокус", директором Северо-Западного центра политических исследований, в 2005-2008 - председатель областного комитета по культуре и туризму,  2008-2009 - начальник областного управления региональной политики, 2009-2013 - директор Института регионального развития

Ростовская область

Ищенко Александр Валентинович. Заместитель губернатора

1970. Местный. 2014. Юрист, историк

В 1993-1994 работал в аппарате полпреда в Ростовской области. В 1994-2014 - депутат Законодательного собрания, возглавлял комитет по законодательству, госстроительству и МСУ

Рязанская область

Филимонов Сергей Владимирович. Вице-губернатор - 1 заместитель председателя правительства

1967, местный, 2012. Историк

Работал в Ряжском райкоме ВЛКСМ, в 1992-2000 работал в администрации Ряжского района, 2001-2008 - руководитель районного, областного отделения Пенсионного фонда РФ, 2008-2010 - заместитель главы Рязани по социальным вопросам, 2010-2012 - министр социальной защиты населения

Самарская область

Овчинников Дмитрий Евгеньевич. Вице-губернатор - руководитель администрации губернатора

1971. Местный. 2012. Инженер, юрист

 

Работал в таможенных органах, в администрации Чапаевска. В 2000-2002 - директор средней школы Чапаевска. В 2002-2007 - руководитель Поволжского управления областного Минобрнауки. В 2007-2012 - министр образования и науки. Кроме того, часть внутриполитических вопросов курирует первый заместитель руководителя администрации губернатора Нязыфь Еналеев.

Саратовская область

Фадеев Денис Владиславович. Вице-губернатор

1981, до 2003, 2012. Историк

2003-2005 - учитель, 2004-2006 - специалист исследовательского центра Центросоюза. Был главой координационного совета областного отделения "Молодой гвардии". С 2007 по настоящее время - заместитель секретаря политсовета "Единой России". В 2007-2011 - депутат облдумы, председатель комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи. В 2011-2012 - проректор технического университета

Сахалинская область

Караганов Сергей Васильевич. Заместитель губернатора - руководитель аппарата губернатора

1958. Местный. 2014. Инженер

Работал механиком треста "Сахалинспецнефтестрой", в 1983-1988 - инструктором, завотделом, вторым секретарем, первым секретарем Охинского горкома ВЛКСМ. В 1988-1998 - директор профессионального лицея. В 1998-2000 - начальник отдела кадров ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". В 2000-2006 - замдиректора, директор департамента кадров и социальных проблем "Роснефти", 2006-2014 - вице-президент "Роснефти"

Свердловская область

Дубичев Вадим Рудольфович. 1 заместитель руководителя администрации губернатора

1964. Местный. 2013. Инженер, литератор

Работал журналистом, редактором, специалистом по избирательным технологиям. В 2001-2005 - замдиректора департамента общественных связей и информационно-аналитической работы правительства Свердловской области. В 2005-2013 - заместитель руководителя администрации - директор департамента информационной политики

Смоленская область

вакансия

 

 

Тамбовская область

Чеботарев Сергей Алексеевич. Заместитель главы администрации

1971. Местный. 2009. Историк

1992-2000 - на педагогической работе. 2000-2006 - консультант, советник главы администрации области. 2006-2009 - начальник областного управления культуры и архивного дела. Автор монографий и сборников по истории области

Тверская область

Дудукин Сергей Анатольевич. Первый заместитель председателя правительства

1966, 2011, 2011. Менеджер-экономист

Работал в комсомоле, Российском союзе молодежи, Ассоциации детских и молодежных объединений. В 2002-2005 - руководитель исполкома "Единой России", в 2005-2008 - директор проектов информационно-консалтингового агентства "СМИ и бизнес" (Москва), затем - заместитель руководителя аппарата, начальник управления госслужбы и кадровой политики администрации Рязанской области, председатель Рязанского областного комитета по делам печати

Томская область

вакансия

 

 

Тульская область

Марьясова Юлия Александровна. Заместитель губернатора (в сфере внутренней политики и вопросов безопасности)

1978, 2011, 2012. Юрист

Работала в Мосгордуме, префектурах ЮАО и ЮЗАО Москвы, "Молодой гвардии", советником заммэра Москвы. В 2011-2012 - председатель областного комитета по спорту и молодежной политике. Одновременно  - заместитель секретаря РО ЕР по агитационно-пропагандистской работе

Тюменская область

Сарычев Сергей Михайлович. Вице-губернатор

1959, местный, 2005. Политехнический институт, РАГС

Был секретарем обкома ВЛКСМ, 1992-1997 - председатель областного комитета по делам молодежи и туризму, 1997-2001 - заместитель губернатора по социальным вопросам, 2001-2003 - заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского округа, 2004-2005 - заместитель губернатора Тюменской области

Ульяновская область

Сычев Михаил Алексеевич. Заместитель губернатора

1981, до 2005, 2013. Институт экономики и бизнеса

Работал социологом в областном центре медицинской профилактики, в 2008-2011 занимал руководящие должности в сфере ЖКХ, 2011-2013 - председатель комитета ЖКХ и экологии мэрии Ульяновска

Челябинская область

Сандаков Николай Дмитриевич. Заместитель губернатора

1977, 2010, 2013. Юрист

Работал юрисконсультом, был помощником депутата астраханской облдумы, замминистра сельского хозяйства Астраханской области, заместителем руководителя администрации губернатора Астраханской области. В 2010-2013 - первый помощник губернатора Челябинской области

Забайкальский край

Чупин Геннадий Петрович. Заместитель председателя правительства - руководитель администрации губернатора

1972. 1994. 2013. Юрист

В 1994-2008 работал в органах прокуратуры (последняя должность - заместитель прокурора края). В 2008-2013 - заместитель председателя правительства - руководитель администрации губернатора

Ярославская область

Грибов Александр Сергеевич. Заместитель губернатора

1986, местный, 2012. Юрист, РАГС

2005-2008 - страховой агент, 2008-2012 - депутат горсовета Ярославля

Москва

Ракова Анастасия Владимировна, заместитель мэра, руководитель аппарата мэра и правительства

1976, 2006, 2010. Юрист, финансы и кредит

Работала в думе Ханты-Мансийского округа, в 2001-2006 - помощник, руководитель аппарата губернатора Тюменской области, 2006-2008 - замруководителя секретариата главы Администрации президента РФ, 2008-2009 - статс-секретарь Минрегионразвития, 2009-2010 - директор правового департамента, замруководителя аппарата правительства РФ

Санкт-Петербург

Говорунов Александр Николаевич. Вице-губернатор - руководитель администрации губернатора

1954. Местный. 2014. Инженер

Был на комсомольской работе, служил в органах КГБ СССР. В 1996-1999 - руководитель управления кассовых операций, безопасности и инкассации Санкт-Петербургского банка Сбербанка. В 1999-2010 - зампредправления Сбербанка РФ. В 2010-2014 - председатель Северо-Западного банка Сбербанка

Еврейская автономная область

Пинчук Ирина Николаевна. Заместитель председателя правительства

1966, местная, 2010. Историк, менеджер

Была заведующим районным отделом образования, в 2001-2004 работала в областном отделе образования, 2004-2010 - начальник отдела образования мэрии Биробиджана

Ненецкий автономный округ

Ильин Виктор Николаевич. Советник губернатора

 

Ранее работал председателем окружного совета собрания депутатов, членом окружного избиркома с правом совещательного голоса

Ханты-Мансийский автономный округ

Филатов Андрей Сергеевич. Заместитель губернатора

1973, 1991, 2013. Государственное и муниципальное управление

Работал инструктором каратэ, механиком, замдиректора компаний "СиЭЖД" и "Сантехмонтаж", директором ООО "Стройинвест", директором по развитию ООО "СтройГрупп". В 2012-2013 - депутат окружной думы

Чукотский автономный округ

Горенштейн Леонид Эдуардович. Заместитель губернатора, руководитель аппарата губернатора и правительства

1960, 1993, 2008. Культурно-просветительная работа, финансовый университет

В 1993-2004 работал в администрации Чаунского района, 2004-2008 - замглавы Билибинского района

Ямало-Ненецкий автономный округ

Фиголь Ирина. И.о. заместителя губернатора, руководителя аппарата губернатора

1968, 1995, 2013. Педагог, управленец

Работала в школе-интернате, пресс-секретарем, начальником управления информационной политики Ямальского района. В 2007-2010 работала в окружном департамента развития АПК, 2010-2013 - консультантом заместителя губернатора. Сменила перешедшую в администрацию Ставропольского края Ирину Соколову. Согласно публикациям местных СМИ, возможно возвращение Соколовой на Ямал в 2014-2015 гг.