Национальные проекты-2018: драматургия по итогам первого года

 

 

 

 

Резюме

 

Фонд «Петербургская политика» представляет обзор «Национальные проекты-2018: оценка ситуации по итогам первого года». Актуальность подготовки такого обзора связана с нарастающим контрастом между значимостью этой темы для работы федеральных и региональных органов власти и очевидной недопредставленностью темы в экспертной повестке (если не считать идеологизированных материалов в пользу и против нацпроектов). Не ставя пред собой целью осмысление финансовой составляющей проектов, авторы настоящего обзора уделяют основное внимание контексту и содержательной стороне национальных проектов, выявлению возникающих вокруг них коллизий и конфликтов без солидаризации с их лоббистами, реализаторами или критиками.

 

На сегодняшний день при оценке нацпроектов в публичном пространстве доминирует несколько подходов:

  • Подчеркнуто комплиментарный, предполагающий изначальное отождествление заявленных намерений и прогнозируемых результатов

  • Осторожно позитивный (в том числе со стороны уже ощутивших на себе эффект от нацпроектов – например, представителей малого бизнеса из регионов, получившие льготные кредиты, но сохраняющие настороженность в прогнозировании собственных экономических перспектив). Получила распространение точка зрения о том, что вряд ли все нацпроекты могут быть реализованы в полной мере, однако  те из них, что ориентированы на снижение бюрократических препятствий для экономического роста, стимулирование экспорта, обеспечение роста производительности труда и гарантирование доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса, могут быть воплощены в жизнь при любых условиях, так как зависят только от политической воли.

  • Заведомо скептический, исходящий из презумпции нереализуемости национальных проектов или несоразмерности расходуемых ресурсов и предполагаемых достижений. Такой подход предъявляют самые различные категории комментаторов – от системных критиков власти до тех, кто пока не получил доступа к ресурсам или иным преференциям в рамках нацпроектов.

  • Изначально негативный, строящийся по формуле: «Вместо того, чтобы направить такие деньги на нацпроекты, отдали бы их на…» (варианты – пенсии, социальные нужды, поддержку регионов, макроэкономические реформы, борьбу с коррупцией и т.п.).

 

Причины каждого из этих подходов вполне очевидны. Освещение государственными органами и лоялистами своей деятельности традиционно излагается в бескофликтной манере, без очевидных для многих читателей острых аспектов, будь то политическая и лоббистская борьба, ошибки в планировании, программные неточности, ошибки инструментария, неочевидность в поставленных задачах. Подобные проблемы не менее характерны для сложившегося стиля при освещении внешней политики, избирательного законодательства или борьбы с терроризмом. Стартовый скептицизм тоже вполне понятен с учетом истории термина «национальные проекты» и презумпции коррупциогенности любых решений (в любой стране), с крупными государственными расходами. Сомнения в приоритетах обусловлены как реальными содержательными расхождениями (в том числе надуманными), так и утратой госаппаратом навыков обоснования собственных концептуальных приоритетов в глазах общественного мнения, экспертной среды, масс-медиа. Нельзя не учитывать и эффект выработавшегося за последние годы стереотипа (часто неточного) о слабой связи между принимаемыми государством мерами и макроэкономической конъюнктурой. Сказался также эффект расконцентрации на запуске национальных проектов.

По мере того, как национальные проекты оказываются в 2019 году в центре повестки, начинаются их активное осмысление, детализация и критика. Однако язык описания проектов пока вырабатывается, а внимание целевых аудиторий к проектам пока ограничено. Это обусловлено несколькими причинами:

 

1) Традиция подчеркнуто комплиментарного описания замысла, реализации и ожидаемых результатов в официальных СМИ в сочетании с размытостью информации о результатах предыдущих соизмеримых проектов.

2) Исторически скептическое отношение части экспертов, медиа и действующих политиков к инициативам, предполагающим существенные материальные затраты.

3) Неэффективность коммуникации с обществом, неумение перейти с языка бюрократических документов и миллиардов «освоенных» рублей к понятным и интересным различным аудиториям стилю изложения содержания нацпроектов.

 

Позиция сторонников национальных проектов на сегодня не выражена столь концентрированно или, как уже отмечалось, формулируется в подчеркнуто казенном стиле. В то же время, если реконструировать аргументы в пользу целесообразности национальных проектов, можно выделить следующие моменты:

 

  1. Перезапуск национальных проектов знаменует собой возвращение к «внутренней» повестке, дает шанс на отказ от концентрации органов власти на задачах «геополитического» масштаба при очевидном росте внутренних сомнений в возможности позитивных изменений в собственной стране в силу «происков врагов», эксцессах исполнения или ощущения кризиса (или даже тупика) выбранного исторического пути.

  2. Отказ от категоричности в акценте социальной составляющей проектов, как это было в 2005 и отчасти в 2012 году. Однозначно «социальными» и сконцентрированными на вопросе «Как потратить?» является лишь 5 или 6 текущих национальных проектов – причем в части из них все же зашита задача получения доходов и обеспечения прибыли частными бизнес-структурами. Социальный крен в прежней форме создавал избыточное давление общественного мнения на нацпроекты, порождая риски одномоментного разочарования в случае любых сбоев.

  3. Дополнение социальной составляющей нацпроектов инфраструктурной и институциональной. Как следствие, в сценарии нацпроектов-2018 слабее выражена потребность «угадать» желания общества и пообещать соразмерный результат: наряду с вполне естественными запросами в части образования или здравоохранения присутствуют целые блоки, напрямую не вытекающие из оценок респондентов, но способные создать предпосылки для модернизации экономики и инфраструктуры (предпринимательство, малый бизнес и т.п.). Это расширяет горизонты планирования, позволяя более активно анализировать мировую практику и предлагать решения, не сформулированными сегодня в общественные запросы.

  4. Более высокий уровень детализации целевых показателей. Очевидно, что риски их имитации и выхолащивания по-прежнему велики, но увеличение числа подзадач позволяет избежать концентрации на «больших» и подчас слабо достижимых целях (вроде «доступного жилья»). Даже если подходы критиков относительно целевого расходования средств окажутся актуальны, маловероятно, что это произойдет в отношении всех проектов и отразится на всем комплексе запланированных результатов.

  5. Изменение места национальных проектов в текущей повестке. Они на сегодняшний день не позиционируются как «наше все», сосуществуя с другими приоритетами власти. Тем самым снижается мощности болезненного воздействия на их реализацию политико-идеологической составляющей. В то же время интенсивность сигналов о значимости этих направлений остается достаточной для того, чтобы мобилизовать государственный аппарат на их реализацию.

  6. Естественная аппаратная конкуренция исполнителей национальных проектов, которая не позволяет свести их реализацию к имитации результатов и сугубо идеологическим заявлениям о всеобщем и тотальном успехе, достижении полученных целей и выполнении всех KPI.

В настоящее время большая часть текущих экспертных исследований по теме национальных проектов связана с механизмами их финансирования, сравнительным анализом активности по выделению средств, сопоставлению запланированных объемов бюджетов, предположением о рисках нерационального использования денег. Де-факто экономический и политический эффект от каждого проекта вряд ли будет напрямую связан с объемом финансирования или с прозрачностью расходования средств. Куда более значимым моментом будут конкретные измеряемые результаты и готовность общества заметить и признать их. В этой связи содержание нацпроектов и их восприятие экспертами, медиа и общественным мнением имеют определяющее значение для управленческой результативности менеджеров нацпроектов.

На сегодняшний день в информационном поле доминируют два вида оценок – критические и формально позитивные. Первые имеют больший эффект: количественно они заметно опережают число выступлений «энтузиастов», сами нацпроекты неоднородны, история прошлых нацпроектов не является однозначно успешной. В то же время можно допустить, что по мере концентрации правительства на теме нацпроектов число сторонников (в том числе искренних) будет несколько увеличиваться. Одновременно будет расти число позитивных результатов (включая локальные), которые могут предъявляться в подтверждение перспективности нацпроектов.

Серьезным промежуточным испытанием для нацпроектов станут итоги их реализации по итогам 2019 года (условные «500 дней» - чуть больше, если считать с момента подписания майского указа, и несколько меньше, чем произошло с момента формального запуска). Вполне логично, если оценка промежуточных результатов будет обусловлена не столько приближением показателей к достижению «национальных целей», сколько наличием измеряемых и наглядных локальных результатов нацпроектов. Можно ожидать, что оценка результативности будет осваиваться на двух составляющих – способности обеспечить кассовое исполнение текущих расходах (не «утонув» в необходимой бумажной работе по выделению средств и контролю за их расходованием) и способности создавать не нагнетать негативной реакции вокруг реализации нацпроектов.

 

 

Кассовое исполнение. Лидеры

 

Национальный проект (кассовое исполнение по состоянию на 28.06.2019)

Сильные стороны

Слабые стороны

Здравоохранение (54,0%)

Присутствие темы в повестке. Значимость для федеральной власти

Контраст между официальной риторикой и самоощущением граждан

Демография (41,1%)

Представление общества об активной поддержке государством рождаемости

Заведомая отсроченность эффекта от принимаемых мер

Наука (39,8%)

Потребность граждан в самоощущении возрождения науки

Объективно периферийное положение науки, низкая престижность работы в науке, общая атмосфера самоизоляции от международных трендов в широкой палитре политических и гуманитарных сфер

Жилье и городская среда (37,7%)

Потенциал темы благоустройства

Утопичность тезиса о доступном жилье

Международная кооперация и экспорт (35,0%)

Наличие потенциала у ряда экспортных отраслей. Объективный рост несырьевого экспорта. Активность интересантов.

Санкции. Сохранение политического акцента на «враждебность» зарубежных стран. Низкая отдача от постсоветской интеграции

Малое и среднее предпринимательство (33,1%)

Успех программ самозанятости, развитие МСП, постепенное сокращение «серых зон» в налогообложении

Общие стереотипы о неблагоприятной среде для бизнеса. Сокращение числа юридических лиц. Размытость эффекта от подобных федеральных и региональных программ в прошлом.

 

 

Кассовое исполнение. Середняки

 

 

Национальный проект (кассовое исполнение по состоянию на 28.06.2019)

Сильные стороны

Слабые стороны

Образование (25,6%)

Чувствительность общества к теме

Многолетняя низкая эффективность попыток улучшить репутацию ЕГЭ

Культура (25,5%)

Представление респондентов о величии российской культуры, рост интереса к культурным событиям, появление новых культурных точек и пространств

Сила стереотипа о том, что все разрушается. Снижение социального статуса деятелей культуры

Комплексный план модернизации и расширения транспортной инфраструктуры (20,6%)

 

 

Производительность труда и поддержка занятости (17,0%)

Относительно низкий уровень безработицы. Высокая чувствительность населения к новостям о перспективах занятости для себя и своих детей.

Тревожность на рынке труда на фоне пенсионной реформы и снижения доходов населения. Постепенный уход из активного оборота в постсоветское время термина «производительность труда» и его низкая наглядность для общества.

 

 

Кассовое исполнение. Потенциально проблемные нацпроекты

 

 

Национальный проект (кассовое исполнение по состоянию на 28.06.2019)

Сильные стороны

Слабые стороны

Экология (11,0%)

Высокий общественный интерес. Процессы модернизации в промышленности

Мусорная реформа. Рост невроза по отношению к экологии. Дефицит позитивного контента

Безопасные и качественные автомобильные дороги (9,2%)

Наличие крупных проектов. Попадание в региональную и местную повестку

Социальная одобряемость критики качества дорог и их ремонта

Цифровая экономика (8,2%)

Наличие мощной динамики развития цифровых сервисов

Риски файервола, наличие тревожности перед цифровым миром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упоминания в федеральных СМИ вице-премьеров в статьях с присутствием темы национальных проектов

 

Антон Силуанов

3207

Татьяна Голикова

1866

Виталий Мутко

955

Максим Акимов

647

Дмитрий Козак

539

Алексей Гордеев

339

Ольга Голодец

211

Юрий Трутнев

210

Юрий Борисов

180

Константин Чуйченко

71

 

Учтено число публикаций в «Медиалогии» за 1 января – 14 июля 2019 года с упоминанием персоны в главной роли и присутствием в статье оборота «национальный проект» или «нацпроект».

 

 

Хронология событий

 

История понятия «национальные проекты» начинается с 2005 года – а именно с момента запуска первых четырех «национальных проектов». Стартово они были восприняты обществом благожелательно. Однако при их запуске изначально предшествовал политический подтекст, связанный с темой «транзита» власти в 2008 году. В силу этого оказалось расфокусированным внимание к результативности самих проектов. Оказалось размытым представление о достигнутых результатах (даже официально не было дано полноценной оценки того, были ли проекты выполнены) а также о сроках реализации.

Следующим этапом стали «майские указы» 2012 года, которые по сути символизировали собой приоритетные направления. Однозначного представления об их выполнении (или невыполнении) так и не появилось. Понятие «приоритетные проекты» также фигурирует в отдельных документах федеральной власти (например, утверждается приоритетный проект «Чистая страна»). В июне 2016 года создается Совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который объединяет упраздненные Совет при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совет при президенте по жилищной политике и повышению доступности жилья.

 

5 сентября 2005. Объявление Владимиром Путиным о начале реализации приоритетных национальных проектов «Жилье», «Здоровье», «Образование» и «Сельское хозяйство».

Октябрь – ноябрь 2005. Назначение Дмитрия Медведева первым вице-премьером и первым заместителем председателя Совета при президенте России по реализации приоритетных национальных проектов.

20 сентября 2010. Преобразование Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов в Комиссию при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

7 мая 2012. Подписание Владимиром Путиным 11 «майских указов».

31 августа 2012. Воссоздание Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

30 июня 2016. Образование Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам с упразднением прежнего Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совета по жилищной политике и повышению доступности жилья.

13 июля 2016. Первое заседание нового состава Совета. Выделение Д.Медведевым в качестве приоритетных направлений здравоохранения, образования, жилищного строительства и вопросов ЖКХ.

21 сентября 2016. Заседание Совета по темам поддержки малого бизнеса и комплексного развития транспортной инфраструктуры.

25 ноября 2016. Заседание Совета по темам поддержки несырьевого экспорта и улучшения экологической ситуации.

21 марта 2017. Заседание Совета по темам здравоохранения и повышения производительности труда

5 июля 2017. Заседание Совета по теме цифровой экономики.

20 декабря 2017. Заседание Совета по теме развития жилищной сферы.

7 мая 2018. Подписание «майского» указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

19 июля 2018. Преобразование Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Совет по стратегическому развитию и национальным проектам. Упразднение Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, Совета по развитию финансового рынка РФ, Экономического совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ.

1 октября 2018. Старт реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт».

15 октября 2018. Старт реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

24 октября 2018. Заседание Совета (доклад А.Силуанова о национальных проектах, разработанных правительством во исполнение майского указа).

3 декабря 2018. Старт реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

1 января 2019. Старт реализации национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура».

11 февраля 2019. Публикация паспортов национальных проектов.

6 апреля 2019. Выездное заседание «Национальные проекты – этап «реализация» с участием Д.Медведева и членов правительства.

8 мая 2019. Заседание Совета, посвященное ходу реализации майского указа.

13 мая 2019. Встреча Д.Медведева с экспертами по теме реализации национальных проектов.

20 мая 2019. Публикация доклада Счетной палаты о ходе реализации национальных проектов.

7 июня 2019. Дискуссия о национальных проектах в ходе Петербургского экономического форума.

 

 

 

Тематика споров и критики в адрес нацпроектов

 

Тема

Направление критики

Нехватка связи между прилагаемыми усилиями и ожидаемыми результатами

В.Матвиенко. «огромные деньги выделены, но граждане этого не чувствуют».

А.Кудрин. Выступления главы СП отражают разночтения в интерпретации назначения нацпроектов: считать ли их шагом по обеспечению революционных прорывов в экономике или прикладным инструментом, нацеленным на перспективу и предполагающим реализацию изменений без слома существующего уклада. По утверждению Кудрина, судьба нацпроектов и национальных целей лежит вне нацпроектов, а приоритетами должны быть судебная и правоохранительная системы, дестабилизирующие ситуацию из-за избирательного применения законодательства. СП также указывает на задержки финансирования отдельных проектов в рамках НП.

Критиками отмечается также, что даже с оговоркой об «инвестициях в человеческий капитал» нацпроекты могут дать эффект существенно позже, а до 2024 года, скорее, призваны решить проблемы рынка труда в этих секторах

Дефицит мощностей для реализации нацпроектов

 

В мае 2019 Минэкономики признало, что предусмотренное нацпроектами существенное наращивание объемов строительства жилья и дорог может привести к росту загрузки мощностей по производству наиболее востребованных стройматериалов - песка, щебня и битума до критически высокого уровня в 82- 95%, следствием чего может дефицит мощностей и самих материалов, а также рост цен.

В июне 2019 Денис Мантуров подчеркнул, что российские предприятия более чем на 50% могут обеспечить сегодня потребности нацпроектов. «Вторые 50% - есть потенциал для того, чтобы, опять же, обеспечить потребности. Для этого потребуется определенная инвестиция, определенная работа»

Неопределенности в отношениях реализаторов НП и бизнеса

Президент РСПП Александр Шохин (январь 2019): «Правительство пока не определилось, в какой форме оказывать поддержку частным инвесторам, которые будут вкладываться в приоритетные для государства проекты. Бизнес ждет прежде всего определенности по нормативно-правовой базе. В частности, речь идет о законе, в котором бы прописывались условия, гарантирующие стабильность регуляторных и фискальных условий на период реализации проекта, включая период окупаемости. Сначала это был проект СПИК 2.0, потом был проект соглашения о защите и поощрении инвестиций (СЗПК), сейчас это законопроект о защите и поощрении капитальных вложений».

Правительство все чаще оказывается перед лицом попыток бизнеса пролоббировать повышение статуса собственных отраслевых проектов до национальных. Готовность отдельных компаний направить собственные средства на их реализацию обычно сопровождается оговоркой, согласно которым государство должно обеспечить масштабное софинансирование предложенных инициатив. Так, в июне 2019 Росатом объявил о собственном нацпроекте с бюджетом в 800 млрд руб. «Атомная наука, техника и технологии», сообщив о готовности профинансировать 51% расходов проекта.

Сбои в системе «Электронный бюджет»

В силу того, что сама система находится в стадии адаптации, а навыки чиновников работы с ней находятся порой в зачаточном состоянии, такие сбои периодически случаются, а на их исправление уходит до нескольких дней. Такие эксцессы создают яркие информационные поводы для критиков нацпроектов, однако можно допустить, что их частота будет снижаться по мере взаимной «притирки» разработчиков программы и пользователей.

Политические риски

1. Тревожность исполнителей перед тем, чтобы оказаться крайними в реализации заведомо хороших инициатив (правительство, губернаторы, главы муниципалитетов)

2. Возможность попыток оценивать эффективность реализации нацпроектов по объему потраченных денег

3. Разногласия во властных структурах по поводу приоритетов бюджетных расходов, определенных нацпроектами. В мае 2019 об их существовании заявил Дмитрий Медведев. По его словам, правительство предлагает отложить до разворачивания всей инфраструктуры нацпроектов любую коррекцию приоритетов. В то же время высказывались предположения, что по двум направлениям нацпроектов коррективы уже очевидны – строительной отрасли (из-за ситуации на рынке и изменения отраслевого законодательства) и зависимости роста инвестиций в экономике от расходов государства

4. Санкции и торговые войны: в январе 2019 Антон Силуанов заявил, что они создают риски невыполнения поставленных в майском указе задач.

 

Приложение. Национальные проекты. Досье

 

Проект

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

Менеджеры

Куратор – Антон Силуанов

Руководитель – Максим Орешкин

Администратор – Вадим Живулин (заместитель министра экономического развития)

Целевые показатели (к 2024 году)

  • Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) с 19,2 до 25 млн.

  • Увеличение доли МСП с 22,3% до 32,5%

  • Увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6% до 10%

Проекты в составе нацпроекта

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (освобождение субъектов МСП от подачи налоговой декларации при использовании контрольно-кассовой техники, стимулирование роста субъектов МСП с помощью переходных налоговых режимов, законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», реализация пилотного проекта для самозанятых в 4 регионах).

2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию (создание многоканальной системы финансовой поддержки в рамках Национальной гарантийной системы, предоставление микрозаймов предпринимателям государственными МФО по льготным ставкам, лизинговой поддержки, внедрение альтернативных источников финансирования МСП – выпуск облигаций, краудинвестинговых платформ).

3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (безбумажный доступ к услугам и сервисам в режиме «одного окна», формирование единой цифровой среды взаимодействия с органами власти, институтами развития, партнерами и потребителями, совершенствование системы закупок, модернизация региональной инфраструктуры поддержки МСП, развитие центров «Мой бизнес», снижение издержек бизнеса на инвестиционной стадии в рамках проекта «Мой бизнес парк», содействие реконструкции производственных и офисных зданий, содействие выходу субъектов МПС на внешние рынки).

4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (содействие повышению занятости и доходов сельского населения, вовлечение продукции в официальный товарооборот, оптимизация механизмов господдержки).

5. Популяризация предпринимательства (положительный образ предпринимателей, вовлечение склонных к предпринимательству людей в предпринимательскую деятельность).

 

Аргументы критиков проекта

Низкий интерес населения к новостям о предпринимательстве (по данным Национального агентства финансовых исследований, ими интересуются 24% респондентов)

Резкое сокращение числа юридических лиц в отдельных регионах из-за сложной ситуации в экономике.

Проблемы с доступом к кредитным ресурсам в ряде регионов.

Позитивные отклики в публичном пространстве

Рост объема госзакупок у МСП за 1 полугодие 2019 года на 15,7% (с 389 млрд до 450 млрд руб.).

Активизация выделения средств на поддержку МСП в регионах (более 100 млн в 2019 году в Ростовской области, создание бюро для консультаций фермеров и кооперативов в Севастополе, 5-кратный рост объема субсидий МСП в Забайкалье и т.п.).

Активная проработка вопросов реализации нацпроекта с региональными элитами (совещания 5 марта в Туле, 24 апреля в Тюмени, 24 мая в Кемеровской области, 30 мая в Приморье, 14 июня в Дагестане, 5 июля в Пермском крае.).

Внесение в правительство предложения о возможности изменения порядка исчисления страховых взносов для ИП, находящихся на упрощенной системе налогообложения, по формуле 1% от суммы «доходы – расходы».

Включение в периметр нацпроекта целевых показателей, учитывающих объем экспорта услуг IT-предприятий и показателей по экспорту услуг в сферах образования и здравоохранения.

Запуск с осени 2019 кампании по популяризации МСП.Позитивное восприятие поддержки самозанятости в целях поощрения экономической активности, профилактики социальных рисков и обеспечения большей прозрачности доходов населения.

 

 

 

 

 

Проект

Производительность труда и поддержка занятости

Менеджеры

Куратор – Антон Силуанов

Руководитель – Максим Орешкин

Администратор – Сергей Галкин (заместитель министра экономического развития)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

  • Годовой рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики с 101,4% до 105%

  • Увеличение числа привлеченных к участию в реализации нацпроекта регионов с 16 до 85

  • Увеличение числа средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию нацпроекта, с 100 до 10 тыс.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Системные меры по повышению производительности труда.

  2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях.

  3. Поддержка занятости и повышение эффективности труда для обеспечения роста производительности труда.

Аргументы критиков проекта

Асинхронность поставленных в названии проекта задач (более высокая производительность труда нередко связана с снижением числа работников)

Позитивные отклики в публичном пространстве

Подготовка типовой модели модернизированного центра занятости (пилотные проекты реализованы в Нижнем Новгороде и Самаре).

Проработка возможности получения льготных займов Фонда развития промышленности участвующими в нацпроекте предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Запуск в апреле 2019 в Самарской области на базе Средне-волжского механического завода первой учебной площадки «Фабрика процессов» для обучения основам бережливого производства.

Проведение Toyota семинаров и обучающих программ по элементам своей производственной системы , направление инструкторов Toyota на предприятия для совершенствования производственно-технологических процессов.

Намерение Минэкономразвития включить в нацпроект 6 дополнительных видов экономической деятельности (образование, здравоохранение, социальные услуги, госуправление, соцобеспечение, управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, научные исследования и разработки).

Внесение в госпрограмму «Содействие занятости населения» изменений, связанных с системой образования для предпенсионеров.

 

 

 

 

Проект

Международная кооперация и экспорт

Менеджеры

Куратор – Антон Силуанов

Руководитель – Денис Мантуров

Администратор – Василий Осьмаков (заместитель министра промышленности и торговли)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

  • Рост объема экспорта несырьевых энергетических товаров с 149 млрд до 250 млрд долл.

  • Рост экспорта продукции АПК с 23 млрд до 45 млрд долл.

  • Рост экспорта услуг с 64 млрд долл. до 100 млрд долл.

  • Рост доли в ВВП экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг с 17,8% до 20%

  • Формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между членами Союза не менее чем в 1,5 раза и роста объема накопленных взаимных инвестиций в 1,5 раза

Проекты в составе нацпроекта

  1. Промышленный экспорт.

  2. Экспорт услуг.

  3. Экспорт продукции АПК.

  4. Логистика международной торговли.

  5. Системные меры развития международной кооперации и экспорта.

Аргументы критиков проекта

Наличие международных санкций, препятствующих роста экспорта.

Нарастание двусмысленности в российских отношениях с ВТО.

Недостаточная номенклатура конкурентных экспортных товаров (из 1200 товарных позиций потенциал есть у 160-170 при аналогичном показателе более 400 у Китая и США).

Слабая вовлеченность России в глобальные цепочки добавленной стоимости (в 1,5-2 раза хуже, чем в среднем по странам ОЭСР).

 

Позитивные отклики в публичном пространстве

По итогам 2018 года достигнут новый исторический максимум экспорта продукции АПК – $25,8 млрд. Россия заняла 2-е место по экспорту зерна (54,8 млн т) и установила мировой рекорд по экспорту пшеницы (44 млн т).

Подготовлены предложения об ускорении возврата НДС при экспорте с помощью применения механизма экспортного факторинга.

Прорабатывается вопрос о смягчении требований валютного контроля в части репатриации валютной выручки при экспорте российской несырьевой продукции в случае порчи груза при транспортировке, снижении тарифов на перевозку экспортной продукции железнодорожным транспортом.

Готовятся субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам за счет средств федерального бюджета для экспортеров продукции АПК и алкоголя, исключение запрета на субсидирование производителей подакцизной алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, снятие с экспортеров обязательств по оплате за простой вагонов на территории иностранных государств

Принят федеральный закон, предусматривающий право на вычет «входного» НДС при экспорте услуг (актуально для оказывающих услуги по разработке программных продуктов и баз данных, строительные услуги, лизинговые услуги, инжиниринговые услуги, услуги по обработке информации, консультационные, юридические, рекламные и маркетинговые услуги).

Инициирование смягчения штрафов за нарушение валютного законодательства с 100% выручки до 3-5% и наступления ответственности только в том случае, если срок нарушения превышает 30 дней, предоставления 90-дневной отсрочки на устранение неточностей и предоставление отчетности.

Согласование Минфином и ЦБ отмены к 2024 году репатриации валютной выручки по контрактам, заключенным в рублях.

 

 

 

 

 

Проект

Здравоохранение (1,7 трлн руб. – 1,36 трлн из федерального бюджета, 264,9 из региональных, 94 млрд – из государственных внебюджетных фондов и иных внебюджетных источников)

Менеджеры

Куратор – Татьяна Голикова

Руководитель – Вероника Скворцова

Администратор – Наталья Хорова (заместитель министра здравоохранения)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Снижение смертности трудоспособного населения в целом и снижение смертности от болезней кровообращения в частности в 1,3 раза.

Снижение младенческой смертности более чем в 1,2 раза.

Прохождение всеми гражданами России профилактических медосмотров минимум раз в год.

Рост объема экспорта медицинских услуг в 4 раза до 1 млрд долл.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

  2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

  3. Борьба с онкологическими заболеваниями.

  4. Развитие детского здравоохранения.

  5. Обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами.

  6. Развитие сети национальных исследовательских медицинских центров и внедрение инновационных медицинских технологий.

  7. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения.

  8. Развитие экспорта медицинских услуг.

Аргументы критиков проекта

Недостаток внимания к проблемам мужской смертности.

Отсутствие прямой связи между задачей увеличения продолжительности жизни и перевесом в сторону финансирования борьбы с онкологическими заболеваниями на фоне остроты проблем сердечно-сосудистых заболеваний, инфекционной смертности, диабета, репродуктивного здоровья.

Недостаток внимания к проблемам предотвратимой смертности (вредные привычки и т.п.).

Позитивные отклики в публичном пространстве

Соответствие сроков финансирования календарному циклу исполнения основных мероприятий.

Позитивные оценки выделения крупных средств на борьбу с онкологическими заболеваниями, развитие детской медицины, обеспечение отрасли кадрами, модернизацию медицинских исследовательских центров, системы оказания первичной помощи и развитие экспорта медицинских услуг.

 

 

 

Проект

Образование (785 млрд руб., в том числе 723 млрд из федерального бюджета)

Менеджеры

Куратор – Татьяна Голикова

Руководитель – Ольга Васильева

Администратор – Марина Ракова (заместитель министра просвещения)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Вхождение РФ в десятку ведущих стран мира по качеству образования.

Создание во всех регионах центров для оказания родителям психолого-педагогической и консультативной помощи.

Использование 25% школ в 75 регионах технологий дополненной и виртуальной реальности.

Ликвидация обучения в третью смену к концу 2021 года.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Современная школа.

  2. Успех каждого ребенка.

  3. Поддержка семей, имеющих детей.

  4. Цифровая образовательная среда.

  5. Учитель будущего.

  6. Молодые профессионалы.

  7. Новые возможности для каждого.

  8. Социальная активность.

  9. Экспорт образования.

  10. Социальные лифты для каждого.

Аргументы критиков проекта

Нарастание проблем в силу квалификации учителей, которым сложно меняться в новых условиях и взаимодействовать с «цифровыми» детьми.

Отсутствие четкой стратегии развития образования, конкретных целей и путей их достижений, неспособность нацпроекта заменить такую стратегию.

Избыточный акцент на инфраструктуру цифрового образования при слабом внимании к теме квалификации педагогов.

Избыточный акцент на работе с талантливыми успешными детьми вместо использования современных методик при работе с учениками с плохой успеваемостью.

Слабое внимание подготовке предпринимательских качеств.

Недооценка авторами показателей инерционности системы образования.

Недостаточное внимание к самообразованию населения.

Риски дефицита региональных бюджетов, нехватки педагогических кадров, потери доверия населения в случае формальной и некачественной реализации нацпроекта.

Низкие темпы расходования средств по проекту «Новые возможности для каждого».

Позитивные отклики в публичном пространстве

Позитивные ожидания в связи с проектами создания системы непрерывного профессионального развития учителей, совершенствования онлайн-платформы «Российская электронная школа», плана создания технопарков «Кванториум» во всех городах с населением свыше 60 тыс. человек и открытия в небольших населенных пунктах мобильных технопарков для ознакомления детей с перспективными инженерными направлениями.

Положительные отклики на инициативы пересмотра целевого набора в вузы (привязка медицинских специальностей к территориям трудоустройства, увеличение числа бюджетных мест со специализацией по информатике, вычислительной технике, педагогическим наукам, клинической медицине).

 

 

 

 

 

Проект

Демография (3,1 трлн руб.)

Менеджеры

Куратор – Татьяна Голикова

Руководитель – Максим Топилин

Администратор – Алексей Вовченко (1 заместитель министра труда и социальной зващиты)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет.

Снижение смертности населения старше трудоспособного возраста с 38,1 до 36,1 на 100 тыс.

Увеличение в 1,5 раза людей, регулярно занимающихся спортом.

Увеличение в 5 раз числа семей, которым положены ежемесячные выплаты на первого ребенка, и более чем в 6 раз - числа семей с тремя и более детьми.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Финансовая поддержка семей при рождении детей.

  2. Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

  3. Старшее поколение.

  4. Укрепление общественного здоровья.

  5. Спорт – норма жизни.

Аргументы критиков проекта

Почти отсутствуют в медиа.

Позитивные отклики в публичном пространстве

Соответствие сроков финансирования календарному циклу исполнения основных мероприятий.

Сообщения о росте числа третьих и последующих детей в семьях.

Сообщения о вручении гражданам предпенсионного возраста сертификатов о повышения квалификации.

Сообщения об оказании различных видов помощи лицам старшего возраста в отдаленных территориях.

 

 

 

 

 

 

Проект

Наука (636 млрд руб.)

 

Менеджеры

Куратор – Татьяна Голикова

Руководитель – Михаил Котюков

Администратор – Вадим Медведев (заместитель министра науки и высшего образования)

Целевые показатели (к 2024 году)

Вхождение России в пятерку ведущих стран, которые ведут научные исследования и проводят разработки в областях, приоритетных для научно-технологического развития.

Определение до конца сентября 2020 года российскими и международными экспертами минимум 5 масштабных научных проектов мирового уровня для работы на российских научных установках.

Более половины исследователей должны быть в возрасте не старше 39 лет.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Развитие научной и научно-производственной кооперации.

  2. Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации.

  3. Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок.

Аргументы критиков проекта

Сравнительно низкая привлекательность работы в науке для молодых исследователей.

Сложности с обеспечением отчетов по финансированию до конца года с учетом специфики цикла научных исследований.

Заявления Института океанологии о попытках Минобрнауки торпедировать реализацию нацпроекта.

Заявления профсоюза РАН о выделении нацпроектом средств на решение важных, но локальных задач.

Позитивные отклики в публичном пространстве

Ожидания повышения престижности работы в отрасли.

Ожидания масштабной модернизации в отдельных подотраслях науки.

Прогнозы о создании новых исследовательских учреждений и лабораторий.

Обновление приборной базы научных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Культура (113,5 млрд руб.)

Менеджеры

Куратор – Ольга Голодец

Руководитель – Владимир Мединский

Администратор – Ольга Ярилова (заместитель министра культуры)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Проведение в ближайшие 5 лет 30 фестивалей детского творчества.

Создание к концу 2021 года 15 центров непрерывного образования и повышения квалификации кадров в сфере культуры.

Увеличение в 6 раз числа оцифрованных и внесенных в Национальную электронную библиотеку книжных памятников.

Увеличение на 15% числа посещений организаций культуры.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Культурная среда.

  2. Творческие люди.

  3. Цифровая культура.

Аргументы критиков проекта

По словам В.Мединского, затягивание конкурсных процедур и заключения контрактов на строительство и реконструкцию объектов культуры - среди основных проблем, с которыми сталкиваются регионы в ходе реализации нацпроекта «Культура».

Позитивные отклики в публичном пространстве

Повышение доступности музеев благодаря цифровым гидам.

Рост посещаемости музеев.

Ожидания модернизации библиотек.

Открытие виртуальных концертных залов.

Строительство новых домов культуры в сельской местности.

Прогнозы повышения престижности работы в учреждениях культуры.

Большое количество позитивных информационных поводов в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

Жилье и городская среда (более 1 трлн руб.)

Менеджеры

Куратор – Виталий Мутко

Руководитель – Владимир Якушев

Администратор – Татьяна Костарева (статс-секретарь - заместитель министра строительства и ЖКХ)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Снижение в 1,3 раза среднего уровня ставки ипотеки.

Увеличение в 2 раза количества выданных ипотечных кредитов.

Рост объема жилищного строительства в 1,5 раза.

Наличие у более 4 млн семей возможности купить квартиры, заключение 30 тыс. семей договоров аренды на длительный срок, переезд 100 тыс. семей из аварийного жилья.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Ипотека.

  2. Жилье.

  3. Формирование комфортной городской среды.

  4. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Основные инструменты и инициативы

Структурно на снижение ипотечной ставки должны работать меры по стандартизации рынка ипотеки и его переводу в электронный вид, развитие рынка ипотечных ценных бумаг и субсидирование процентной ставки льготным категориям граждан.

Основные направления критики проекта

Сохраняющееся падение темпов жилищного строительства. Это побудило Минстрой скорректировать стартовые показатели нацпроекта. За январь-апрель снижение ввода жилья составило 2,9%. Предварительный прогноз на 2019 год – 75,6 млн кв. м (при плановом показателе нацпроекта в 88 млн).

Рост ипотечных ставок с 9,56% в 2018 году до 10,56% в апреле при целевом показателе к 2024 году до 7,9%. Как заявлял В.Мутко, если к январю 2020 года ставка не будет снижаться, предстоит предложить дополнительные механизмы.

Низкие темпы расходования средств по проекту «Формирование комфортной городской среды».

Позитивные отклики в публичном пространстве

Резонанс в регионах вокруг появления благоустройства и новых объектов инфраструктуры.

Разработка в Иннополисе 5g-решений для «умных городов».

 

 

 

 

 

 

Проект

Экология (4 трлн руб.)

Менеджеры

Куратор – Алексей Гордеев

Руководитель – Дмитрий Кобылкин

Администратор – Денис Храмов (1 заместитель министра природных ресурсов)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Повышение качества питьевой воды для населения.

Снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах.

Рекультивация к 2024 году более 190 участков, где расположены несанкционированные свалки в пределах городов.

Снижение на 22% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Очищение 9 тыс. км прибрежной полосы от бытового мусора.

Увеличение в 1,5 раза площади особо охраняемых природных территорий и вдвое – числа их посетителей.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Чистая страна.

  2. Комплексная система обращения с ТКО.

  3. Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности.

  4. Чистый воздух.

  5. Чистая вода.

  6. Оздоровление Волги.

  7. Сохранение озера Байкал.

  8. Сохранение уникальных водных объектов.

  9. Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма.

  10. Сохранение лесов.

  11. Внедрение наилучших доступных технологий.

Аргументы критиков проекта

Сложности при запуске реформы системы утилизации отходов.

Риски фальсификации статистики.

Отсутствие в мониторинге биоразнообразия целевых показателей, оценивающих численность различных видов.

Задержка регионами утверждения региональных программ по улучшению качества атмосферного воздуха в городах при реализации проекта «Чистый воздух».

Низкие темпы расходования средств по проекту «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Отсутствие прямой связи между достижением целевых показателей по этому проекту и сохранением редких и преисчезающих видов и экосистем.

Избыточная концентрация проекта на темах мусорной реформы и утилизации отходов.

Неоднозначный резонанс вокруг проектов ограничения выпуска пластиковой посуды.

Позитивные отклики в публичном пространства

Ожидания ликвидации нелегальных свалок.

Появление проектов новых экологических маршрутов.

Прогнозы повышения качества питьевой воды.

Сравнительно бесконфликтный ход реализации мусорной реформы во многих регионах.

Прогнозы улучшения экологической ситуации в отдельных территориях и населенных пунктах (Нижний Тагил, Поволжье и т.п.).

 

 

 

Проект

Безопасные и качественные автомобильные дороги (4,8 трлн руб.)

Менеджеры

Куратор – Максим Акимов

Руководитель – Евгений Дитрих

Администратор – Иннокентий Алафинов (1 заместитель министра транспорта)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Снижение количества погибших в ДТП с 13 до 4 человек на 100 тыс. населения.

Сокращение вдвое аварийно опасных участков на дорогах.

Появление к 2020 году первых дорог с системой безбарьерной оплаты проезда.

Обеспечение к концу 2021 года допуска беспилотных автомобилей.

Внедрение к 2023 году более чем в 50 городах автоматических систем управления дорожным движением.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Дорожная сеть.

  2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства.

  3. Безопасность дорожного движения.

  4. Автомобильные дороги Минобороны России.

Аргументы критиков проекта

Проблемы с проведением торгов и заключением контрактов в регионах (в июне 2019 менее 40% завершенных торгов было зафиксировано в Крыму, на Чукотке, в Мордовии, Еврейской АО, Тверской области).

Нехватка дорожно-строительных материалов и подрядчиков.

Риски избыточной ориентации на количественные показатели и строительство маловостребованных дорог (Экономист Леонид Хазанов: «Если уж строят дорогу, то обязательно магистраль от Калининграда до Владивостока и обязательно за сотни миллиардов рублей. Хотя можно было бы просто построить хорошие дороги около каждого дома, что в результате и дало бы ту же самую дорогу Калининград-Владивосток, но за меньшие средства»).

Отставание в кассовом исполнении отдельных проектов.

Позитивные отклики в публичном пространстве

Большой положительный отклик в регионах. Основной поток позитивной информации связан с отдельными проектами в регионах по модернизации дорожной сети и снижению аварийности.

Создание транспортного коридора «Китай – Россия – Беларусь».

 

 

 

 

 

Проект

Цифровая экономика (1,6 трлн руб.)

Менеджеры

Куратор – Максим Акимов

Руководитель – Константин Носков

Администратор – Евгений Кисляков (заместитель министра связи)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Запуск бесплатного онлайн-сервиса по освоению

цифровой грамотности. Проведение обучения по онлайн-программам 10 млн человек.

Разработка к концу 2021 года платформы, которая позволит гражданам получить информацию об организациях, использующих их персональные данные.

Создание к концу 2021 года единой цифровой платформы для работы президента, председателя правительства, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента и аппарата правительства.

Проекты в составе нацпроекта

  1. Нормативное регулирование цифровой среды.

  2. Информационная инфраструктура.

  3. Кадры для цифровой экономики.

  4. Информационная безопасность.

  5. Цифровые технологии.

  6. Цифровое государственное управление.

Аргументы критиков проекта

В.Володин оценивал темпы реализации внедрения цифровой экономики как слишком низкие. По его словам, из 20 законопроектов, которые должны были быть внесены правительством в прошлом году и они в приоритете, на сегодня был принят лишь единственный закон, а 19 не приняты.

Заявление Германа Клименко о том, что в вопросе цифровой экономики государство должно заниматься не инвестициями, а расчисткой «законодательных джунглей».

Отставание реализации проекта от графика.

Арест М.Абызова – куратора госпрограммы «Цифровая экономика» (предшественник нацпроекта).

Споры о востребованности на рынке увеличивающегося числа IT-специалистов.

Неиспользование при принятии решений цифровых инструментов анализа и моделирования, которые впоследствии должны будут использоваться в экономике.

Попытки в рамках разговоров о перспективах цифровой экономики ограничить доступ к социальным сетям, не имеющим в России юридического лица.

Позитивные отклики в публичном пространстве

Обеспечение прорыва в развитии технологий больших данных, нейротехнологии, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра (блокчейн), квантовых технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности.

Ожидания серьезного увеличения числа выпускаемых вузами IT-специалистов (рост с 46 тыс. до 120 тыс. в год).

Увеличение доли России в растущем мировом рынке искусственного интеллекта.

Развитие городской инфраструктуры (распознавание лиц, шеринг самокатов и т.п.).

Ожидания роста производительности труда и создания новыми секторами более 10% российского ВВП.

Прогнозы ускорения роста экономики благодаря развитию 5g.

Прогноз «Ростеха» об экономическом эффекте от промышленного интернета вещей в 5,5 трлн руб.

Наличие у России потенциала мирового лидерства в робототехнике.

Возможность внедрения электронных водительских прав.

 

 

 

 

Проект

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Менеджеры

Куратор – Максим Акимов

Руководитель – Евгений Дитрих

Администратор – Иннокентий Алафинов (1 заместитель министра транспорта)

Целевые показатели (к 2024 году)

 

Рост доли работающих без перегрузки автодорог, относящихся к маршруту «Европа – Западный Китай», с 26,9 до 67%

Прирост производственной мощности морских портов с 19 до 44 млн тонн

Увеличение срока доставки транзитных контейнеров на направлении «Европа – Западный Китай» с 3,2 до 1,6 суток, на направлении «Запад – Восток» - с 8,9 до 7 суток

Увеличение средней скорости доставки транзитного контейнеропотока с 868 до 1319 км/сутки

Увеличение средней коммерческой скорости товародвижения на железнодорожном транспорте с 380 до 440 км/сутки

Рост объема экспорта услуг транспортного комплекса с 18,1 до 25 млрд долл.

Рост позиций России в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики с 75 места до 50-го.

Увеличение доли центров экономического роста, связанных скоростными транспортными коммуникациями, с 40% до 100%

Проекты в составе нацпроекта

  1. Европа – Западный Китай

  2. Морские порты России

  3. Северный морской путь

  4. Железнодорожный транспорт и транзит

  5. Транспортно-логистические центры

  6. Коммуникации между центрами экономического роста

  7. Развитие региональных аэропортов и маршрутов

  8. Высокоскоростное железнодорожное сообщение

  9. Внутренние водные пути

Аргументы критиков проекта

Отставание в кассовом исполнении

Спорные ситуации относительно отдельных проектов и направлений

Неочевидность для части экспертов конкурентоспособности России как крупного транзитера

Позитивные отклики в публичном пространстве

Многообразие информационных поводов, значимых для конкретных территорий

Наглядность целевых показателей

Признание обществом осттроты транспортных проблем и запрос на более высокую скорость сообщения