Анализ программ кандидатов в губернаторы из числа действующих врио глав регионов на выборах 2015 года

Фонд «Петербургская политика»

 

Анализ программ кандидатов в губернаторы из числа действующих врио глав регионов на выборах 2015 года

 

3 сентября 2015 года

 

Введение

 

На фоне отсутствия электоральной интриги вокруг большей части кампаний по выборам губернаторов становятся особенно рельефными различия в восприятии главами регионов значимости предвыборной кампании.

При некотором упрощении можно выделить два подхода.

Первый состоит в прохождении выборов как сугубо технической процедуры, призванной оформить ранее принятое президентом решение по назначению врио губернатора. Акцент делается на «засушивании» кампании (особенно в крупных городах), минимизации участия в выборах ярких конкурентов, неотвлечении губернатора от основной работы на предвыборную агитацию, отказе от предвыборной драматургии.

Второй путь ориентирован на использование избирательной кампании для максимального политического усиления губернатора: повышение собственного электорального рейтинга, выстраивание более эффективной внутриэлитной конфигурации, разработка собственной повестки дня на новый губернаторский срок, минимизация рисков накануне выборов в Государственную Думу РФ.

Это разделение не лишено условности: иногда оба подхода сосуществуют внутри одного предвыборного штаба. Тем не менее по мере разворачивания кампании обычно оформляется тяготение к одной из указанных моделей.

Одним из индикаторов «серьезности» намерений предвыборного штаба является предвыборная программа. Сам факт ее наличия или отсутствия позволяет определить, насколько кандидат склонен отдавать дань классическим представлениям об избирательной кампании. К тому же значительная часть избирателей обычно декларирует (хотя и не всегда искренне), что одним из критериев выработки отношения к кандидату является его предвыборная программа. Помимо самого наличия предвыборной программы значение имеет и ее текст. Вне зависимости от того, готовится ли он самим главой региона, его ближайшим окружением, аппаратом или внешними райтерами, именно кандидат несет политическую ответственность за его содержание, определение приоритетов и акцентов.

Фонд «Петербургская политика» изучил доступные тексты программ с целью оценки их соответствия классическим представлениям о предвыборных документах, а также выявления интересных решений и ходов в рамках рассуждений о теме будущего – с учетом очевидного дефицита рефлексии относительно будущего в текущей российской повестке дня.

 

 

 

Наличие предвыборных программ у кандидатов в губернаторы

 

Собственная программа

Архангельская область. Программа развития Архангельской области

«Программа действий 2015 – 2020»

Калининградская область. Предвыборная программа на выборах губернатора Калининградской области Николая Цуканова

Ленинградская область. «Взгляд в будущее». Программа кандидата на должность губернатора Ленинградской области А.Ю.Дрозденко

Сахалинская область.

Еврейская автономная область. Еврейская автономная область – взгляд в будущее” Левинталь

Агитационный документ с элементами программы

Брянская область. Александр Богомаз: «Брянская область должна стать самодостаточной»

Программа регионального отделения «Единой России»

Амурская область. Предвыборная программа Амурского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Камчатский край. Предвыборная программа кандидата от партии «Единая Россия» на выборах губернатора

Иной формат

Ямало-Ненецкий автономный округ*. Ежегодный доклад губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа о положении дел в регионе*

Программный документ упоминается, но текст не доступен

Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Иркутская область

Нет данных о наличии программного документа

Краснодарский край, Калужская, Кемеровская, Костромская, Омская, Пензенская, Ростовская, Смоленская, Тамбовская области

+ Северная Осетия*, Ханты-Мансийский автономный округ*

 

* Регионы, где не предусмотрено прямое избрание главы населением

 

 

Из 9 имеющихся программных документов 5 представлены штабами глав регионов, находящихся у власти в течение длительного времени, 4 – врио губернаторов, назначенных в течение последнего года. Из 15 регионов, где публичная программа отсутствует или не доступна, обращают на себя внимание Краснодарский край, Пензенская, Тамбовская области и Северная Осетия – здесь недавно произошла смена главы и представление программы было бы особенно уместным шагом в целях повышения известности нового руководителя.

Самыми парадоксальными событиями вокруг программ были заявление помощника губернатора Костромской области о том, что «программа Ситникова и так известна жителям области», и снятие в Калужской области своей кандидатуры представителем Казачьей партии после изучения программы А.Артамонова и согласия с ее основными положениями – при том, что текст программы в открытом доступе авторам обнаружить не удалось.

Особо следует оговорить включение в текст анализируемых программ ежегодного доклада Д.Кобылкина (ЯНАО). Формально ежегодные отчеты/доклады/послания представляют все главы субъектов Федерации. Однако штаб Д.Кобылкина позиционирует этот документ именно как программу, объясняя ее обнародование в конце 2014 года необходимостью предоставить избирателям время ознакомиться с документом, не дожидаясь периода летних отпусков. Кроме того, поскольку полномочия Д.Кобылкина завершались в начале 2015 года, а схема непрямых выборов главы мало понятна избирателям и не всегда предсказуема для элит, обнародование программы выглядело как подтверждение уверенности в продлении полномочий в ситуации фактического назначения главы округа из Москвы.

В отдельных регионах встречаются ссылки на «губернаторские» программы по отдельным отраслям (обеспечение жильем, благоустройство) или собственно отраслевые программы – от строительства, капремонта и развития областного центра (Благовещенск) до развития аквакультуры, повышения качества воды или развития мясного скотоводства. В нескольких регионах во время предвыборной кампании сообщалось о подготовке или утверждении региональной программы развития на ближайшие годы. Однако эти документы носили обычно бюрократизированный характер и к тому же вряд ли могут рассматриваться как классический предвыборный документ – ведь такие программы формально обязательны для любого победителя на выборах главы региона, а избиратели ставятся перед фактом наличия уже принятой программы еще до объявления итогов выборов.

 

 

Ключевые выводы

 

  1. Возвращение прямых губернаторских выборов пока не привело к полноценному возвращению в повестку дня рефлексий о будущем. Запрос избирателей на информирование о событиях ближайшего будущего удовлетворен лишь в слабой степени. Использование жанра предвыборных программ для формирования электоральных ожиданий используется лишь в нескольких регионах. Между тем без подобного формирования ожиданий сложно ожидать, что избиратель высоко оценит реальные достижения власти, поскольку общественное внимание к позитивным событиям обычно невелико и укладывается в формулу: «Вы – власть, вы и так должны были это делать».

  2. Часть предвыборных программ написана с позиций кандидатов, уже одержавших победу. Попытки объяснить читателям контекст принимаемых решений, ограниченность ресурсов для удовлетворения социальных ожиданий и аппетитов нивелируются стремлением сделать акцент на подчеркнуто позитивной риторике, избегая указаний на возможные ограничители. Лишь эпизодически встречаются апелляции к локальной повестке дня, местному патриотизму, специфике муниципальных образований. Авторы программ убеждены в наличии у читателей общерегиональной идентичности – в то время как в реальности для граждан более актуальна идентификация себя как жителей определенного населенного пункта или района, а не такого крупного образования, как субъект Федерации.

  3. Очевиден крен в сторону описания социальной тематики в ущерб оценке состояния экономики и доходной базы наполнения бюджета (за исключением Амурской и Ленинградской областей). Отчасти воспроизводя подходы федеральной риторики, авторы делают акцент не столько на источниках доходной базы, сколько на путях ее распределения. Это выглядит логичным с точки зрения стереотипов избирателей о государстве как об основном благораспределителе, но в то же время консервирует стереотип о всесилии государства, усиливает разрыв между высокими социальными аппетитами и реальными экономическими возможностями, не побуждает граждан заразиться духом экономической активности.

  4. Большая часть программ ориентирована на консервативный стабильный сценарий (в терминологии сентября 2015 года – позитивно-утопический, условно: нефть 80-100, доллар 30-35). Рост экономики не ставится под сомнение, нагнетаются ожидания роста федерального финансирования (Архангельская, Амурская области), демонстрируется отсутствие сомнений в решаемости поставленных задач (например, рост в 1,5 раза ВРП в Еврейской автономной области). От более критической оценки экономической ситуации отталкиваются только авторы программ в Брянской, Ленинградской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

  5. Эклектичный стиль программ порождает заметные разрывы между победными реляциями об успехах, «дальнейшим улучшением жизни», терминами типа «территории опережающего развития» и признанием бедственного положения (а порой и разрухи) в дорожной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, ветхого жилья, состояния инфраструктур (наиболее заметно на Дальнем Востоке – в Камчатском крае, Амурской и Сахалинской областях, Еврейской автономной области).

  6. «Модными» подходами к написанию программ в политическом сезоне 2015 года можно назвать:

  • Обещание повышения качества жизни. Акцент в основном делается на строительстве дорог и развитии физкультурных объектов. Примечательно, что тема создания рабочих мест звучит реже и слабее коррелирует с темой качества жизни.

  • Апелляция к теме открытости власти и общественного контроля за действиями главы региона. Однако этот блок присутствует скорее количественно, нежели качественно – существенных ожиданий от такого контроля и в части системы взаимодействия граждан и власти, и в части результатов для граждан не создается. Модная тема – привлечение жителей к здоровому образу жизни, популярны желаемые процентные показатели достигших его.

  • Размытость в описании конечных результатов. Чаще всего описание построено по формуле «Постановка проблемы - желание наметить путь решения – представление соответствующей программы/проекта – предоставление финансирования».

  1. Основными типами подачи программ являются бизнес-договор (Ленинградская и Амурская области, ЯНАО), длинный чиновничий документ (ЕАО, Камчатский край), короткая статья или буклет от кандидата (Брянская, Калининградская области), затянутое повествование (Архангельская, Сахалинская области).

 

Резюме

 

 

Рейтинг предвыборных программ

 

Регион. Название документа.

Базовая идеологема, принципы работы с проблемами, горизонт планирования

Фактор конъюнктуры

(кризис vs стабильность)

Что описывает программа

(результаты, действия власти)

Экономический профиль региона в тексте Программы

Муниципальный разрез

Сильные и слабые стороны

  1. Лидирующие регионы

Ленинград-ская область

Заявленная цель – укрепить положение Ленинградской области как территории, получающей максимальные выгоды от взаимодействия России с зарубежными странами и одновременно использующей в целях своего развития меры, принимаемые по защите российского рынка

 

Горизонт планирования – до 2020 года с описанием ожидаемых событий по каждому году

«Диверсификация экономики позволяет компенсировать возможные риски от колебаний курса валюты благодаря одновременному развитию экспортных отраслей и предприятий, ориентированных на внутренний рынок. При сохранении значимости европейского направления торговли имеются возможности получить выгоды от транзитного потенциала. Однако в случае ухудшения макроэкономического положения область может получить дополнительный эффект от политики импортозамещения – особенно в сельском

хозяйстве»

Основная логическая связка: «Созданные предпосылки – перспективы»

Создана эффективная система взаимодействия с инвесторами, снижена зависимость от федерального бюджета за счет перехода в категорию регионов-доноров, начата диверсификация экономики. Основные приоритеты на ближайшие 5 лет – создание кластеров в пищевой, оборонной, фармацевтической промышленности, сооружение новых транзитных мощностей, превращение области в выгодоприобретателя от проведения в России Чемпионата мира по футболу

По каждому району даны результаты работы в 2012-2015 годах и ожидаемые планы и перспективы на 2016-2020 годы

+

Детализация планов по годам и муниципальным образованиям.

Погружение читателей в контекст проблем, с которыми сталкивается областная власть.

Четкость формулировок.

Дополнение текста программы предметной популяризацией основных позитивных результатов, достигнутых в регионе в последние годы.

Наличие исторического экскурса

 

-

Слабая эмоциональная насыщенность.

Детальность планов повышает уязвимость губернатора для критики в последующие годы в случае проблем с выполнением части из них

Ямало-Ненецкий автоном-ный округ

Даже в непростые (кризисные) времена необходимо сохранить набранные темпы развития для улучшения качества жизни людей и превращения округа из сырьевого в высокотехнологический

 

Упор на системное решение задач с привлечением финансирования как из бюджета округа и от крупных нефтяных компаний, так и частных инвестиций

 

Горизонт планирования есть только у некоторых упоминаемых проектов (2-5 лет) и единичный проект в области ТЭК с горизонтом в 10 лет

Упомянуты 3 сценария развития внешней конъюнктуры, программа базируется на срединном: вероятность затруднений велика, но при грамотном распределении приоритетов и ресурсов цели достижимы

Презентация действий власти чередуется с предъявлением достигнутых результатов

Базовая отрасль ТЭК: нефтедобыча, разведка и перегонка. Указывается на планы развития нефтеперерабатывающих производств. В качестве важных (особенно в кризисные времена) выделяются сельскохозяйственная/ животноводческая отрасль как фактор обеспечения продбезопасности, а так же рыбодобыча и переработка

Муниципалитеты упомянуты только в изображениях, иллюстрирующих развитие разбираемой отрасли

+

Программа подготовлена и презентована за год до выборов в рамках послания губернатора – с учетом того, что в летний период отпусков избиратель вряд ли заинтересуется документом.

Документ обстоятелен, логичен, выдержан в ненавязчивом идеологическом стиле

 

-

Снижение актуальности за год.

Нераскрытость муниципальной тематики.

Описание конкретных дел заменено общим представлением о плане действий

 

  1. Старательные регионы

Амурская область

Амурская область – это успешно развивающийся регион с большим будущим, который стремиться стать комфортным для жизни и деятельности ее жителей

 

В связи с масштабностью реализуемых проектов заявляется приверженность системному решению проблем

 

Горизонт планирования не определен

Фактор конъюнктуры сведен к минимуму. Есть расчет на сохранение темпов роста, объемов частных инвестиций и государственного финансирования

Большая часть программы посвящена описанию усилий по реализации крупных федеральных проектов и связанных с ними целей и надежд, а также пожеланий на предстоящий период

Экономика вращается вокруг флагманских отраслей - электроэнергетика (резкий рост отрасли ожидается в ближайшее время), сельское хозяйство (требует усовершенствований) - и международного сотрудничества с Китаем (в т.ч. туризм). Большие надежды по подъему экономики возлагаются на реализацию масштабных для страны проектов: (космодром «Восточный», крупные гидроэнергетические проекты)

Упоминание муниципалитетов отсутствует. Речь идет об изменениях, касающихся области в целом или о новых экономических территориальных образованиях: агломерациях

+

Лаконичность, легкий язык, образность, деловой тон. Использование цитат президента в качестве эпиграфов к каждой части добавляет вес. Разделение на главы вносит ясности

 

-

Не прояснен горизонт планирования.

Описание масштабных проектов по большей части не подкреплено обозначением деталей, а решение внутренних проблем отодвигается на второй план и выглядит размытым

Брянская область

Самодостаточность области благодаря кооперации, развитию производств полного цикла, использованию географических преимуществ и привлечению инвестиций, что станет базой для возрождения экономики

 

Модель: Для решения проблем необходимо создавать благоприятные условия

 

Горизонт планирования не определен

Кризисная повестка заявлена в программе как базовая. Предлагается использование кризиса как вызова и возможности для роста

В программе речь идет о желаемых результатах, сопровождающихся набором инструментов

В качестве важных упомянуты: транзитная инфраструктура и использование пограничного положения, сельское хозяйство (в т.ч. в контексте импортозамещения), машиностроительная отрасль. В качестве базовой цели поставлена задача развития перерабатывающих производств с целью продажи конечного продукта, а не сырья

Не упомянуты, речь идет в основном об общеобластных рамках

+

Лаконичный, логически выверенный текст с яркими выводами-слоганами, эмоционально насыщенный и легкий к прочтению.

Акцент на продвижении личных, человеческих качеств кандидата

 

-

В силу подчеркнутой краткости документ может называться программой с большой степенью условности.

Размытость конкретики.

Избиратель не видит себя в программе

Камчатский край

Базовая идеологема – улучшение качества жизни на Камчатке во всех сферах и для всех групп населения

 

Для решения проблемы необходимо создать соответствующую программу и из бюджета выделить финансирование/ субсидирование. Точечно упоминается государственно-частное партнерство

 

Рассматриваются итоги 4-5 лет; подробное планирование на 5-летний срок

Политическая и социальная стабильность – единственное условие развития и поступательного движения вперед”

Подробно представлены фактические результаты (без сравнения с объемом запланированного), достигнутые в презентуемых сферах (построено, оснащено, открыто) за время работы кандидата в своей должности

Очерчен пунктирно (экономическая часть занимает 1/10 часть). Базовые и наиболее перспективные отрасли: рыбная промышленность (добыча и переработка), горная промышленность и туристическая отрасль. Большие надежды возлагаются на запуск и развитие группы инвестиционных площадок Территории опережающего развития «Камчатка»

Муниципалитеты упомянуты в рамках подведения итогов или представления плана во всех разделах. Упоминание городов, территорий и муниципалитетов неравномерно

+

В программе развернуты подробные итоги и предстоящие задачи на 5 лет с упоминанием важных точек развития края (избиратель может узнать себя в программе). Подробно и обстоятельно рассмотрен социальный блок

 

-

Отсутствие общей идеи и мощной вдохновляющей эмоции.

Пунктирная очерченность экономического блока.

Слабый личностный аспект сугубо партийной программы

Еврейская автономная область

Улучшение качества жизни населения путем обеспечения устойчивого экономического роста”

 

Формат работы с проблемами как: поддержка, содействие, необходимость

 

Горизонт планирования – до 2020 года, частично в обозначенных проектах указаны сроки исполнения

Программа исходит из позитивной конъюнктуры, поскольку для достижения всех обещанных целей требуется активный рост экономики

Предстоящие действия власти без раскрытия источников финансового обеспечения

 

Базисом бюджета является малый и средний бизнес; в дальнейшем толчок к развитию должны получить горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, а также использование выгодного пограничного положения.

Ставка сделана на реализацию крупных инвестиционных проектов и создание территории опережающего развития

Детализация отсутствует

+

Логическая выстроенность и относительная лаконичность.

Авторы стремились в максимальном числе случаев апеллировать к ожидаемым результатам

 

-

Крайне «чиновничий» и сложный к пониманию текст.

Экономический блок менее внятен, чем социальный.

Не складывается ощущение уверенности авторов в реализуемости намеченных планов

  1. Середняки

Архан-гельская область

 

Видимые успехи уже достигнуты, мы должны собраться с силами и совершить качественный рывок в развитии области, при поддержке федерального центра

 

Модель: Есть успешный опыт в решении проблем, требуется его развитие. Работа органов власти переводится в проектно-программный режим, в ряде проектов упомянут формат государственно-частного партнерства

 

Горизонт планирования - 2020

Тема фактически не затронута

В основном описываются действия или усилия власти, хотя завершенные проекты предъявлены через описание результата

 

Описание дано размыто. В раздел «Экономика» были включены подразделы: транспортная сеть, строительство и ЖКХ.

Флагманской отраслью назван лесопромышленный комплекс. Ожидают дальнейшего развития АПК и туристической отрасли. Большие надежды возлагаются на разработку Арктики и связанные с этим проекты

Упоминания фрагментарны. Речь идет об области в целом

+

Текст написан понятным, образным языком.

Темы разнесены по разделам и логически скомпонованы

 

-

Невыгодная презентация текста программы (важные достижения перечислены в одну строку, через запятую – смазывая эффект).

Ряд разделов (в частности экономического блока) сумбурны и выглядят скомпилированными

Калинин-градская область

Титульный слоган: «Калининградская область – наш дом». Уже много сделано для улучшения благополучия жителей и укрепления территории, но еще больше предстоит сделать

 

Заявленный принцип работы с проблемами: необходимо объединить усилия с федеральным центром – и тогда все получится

 

5 лет (хотя большинство приводимых дат касаются 2-3-летнего горизонта)

Есть единичное упоминание о неблагоприятных внешних условиях, хотя данный фактор в изложении планов не учитывается

Описываются действия власти при точечном обозначении результатов в разделе «Краткий отчет»

Объемный экономический профиль региона из программы не складывается. Есть понимание, что следует развивать уже работающие сегодня отрасли – сельское хозяйство (в том числе в контексте продовольственной безопасности), туризм, обработка добываемого янтаря

 

Муниципалитеты и города упомянуты минимально.

Угадываются элементы

противопоставления областного центра и малых городов

+

Визуально сделан как качественный агитационный продукт ЕР.

Текст лаконичен и легок для чтения

 

-

Нехватка логической системности.

Слабая эмоциональная компонента

 

 

 

 

 

 

 

 

Сахалинская область

Повышение качества жизни жителей области до уровня центральной России за счет развития экономики, привлечение инвестиций в территории опережающего развития, а также прозрачности и доступности власти

 

В качестве факторов торможения развития рассматриваются инфраструктура (дороги и связь с материком) и недостаток инвестиций. Для решения задач представлены перечень программ и усилий власти для их решения

 

В названии документа упоминается 2020 год, в самом тексте более точных указаний на сроки нет

Фактор влияния кризиса на жизнь не упоминается, программа исходит из благоприятной конъюнктуры

В основном, речь идет об усилиях и действиях власти, предпринимаемых для реализации заявленной цели. Результаты или не описываются, или представляются укрупненно без детализации

Базовая ставка делается на ТЭК и развитие сопутствующей инфраструктуры и производств. Далее усилия по развитию экономики распределяются между рыбной, аграрной и рекреационной отраслями

Инфографика. Карта области с описанием по районам ожидаемых изменений

+

Удачно выглядит карта развития области

 

-

Подача программы в формате газеты: в восприятии нет целостности документа. Отсутствие детализированности и общей идеологии

  1. Отстающие

Регионы, где отсутствуют программы у врио губернаторов

 

 

Календарь ожидаемых событий на основе предвыборных программ

 

Год

Событие/регион

2015

Сентябрь. Введение в эксплуатацию крупнейшего на Камчатке горнообогатительного комбината на месторождении золота Аметистовое

Ноябрь. Начало строительства нового здания международного аэропорта в Петропавловске-Камчатском.

Декабрь. Первый пуск ракеты-носителя с космодрома Восточный (Амурская область)

Ликвидация очередей в детские сады (Калининградская область)

Начало строительства онкологического центра и хосписа (Калининградская область)

Газификация всех городских округов и муниципальных районов Калининградской области

2016

Пуск первых агрегатов Нижне-Бурейской ГЭС (Амурская область)

Открытие завода по производству спортивного питания Pure (Ленинградская область)

Завершение строительства Северо-Западного нанотехнологического центра в Гатчине, индустриального парка «Пикалево»

Создание предприятия, которое обеспечит жителей Камчатского края охлажденным куриным мясом и куриными субпродуктами

Завершение строительства газопроводов Бованенково – Ухта – Торжок и Заполярье – Пурпе – Самотлор (Ямал)

Начало строительства китайской стороной моста через Амур в районе Благовещенска и города Хэйхэ

Размещение на Ямале Арктической мотострелковой бригады

Приход высокоскоростного Интернета на Камчатку

Ликвидация очередей в детские сады (Еврейская АО, Ямал)

 

2017

Удвоение производства в сельском хозяйстве (Калининградская область)

Ввод в действие специализированного комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Приморск, запуск терминала по переработке и перегрузке сжиженного газа ЗАО “Криогаз” (Ленинградская область)

Доведение срока получения разрешения на строительства до 140 дней, подключения к электросетям – до 80 дней (Ленинградская область)

Строительство в Советске и Балтийске теплоисточников на газовом топливе (Калининградская область)

Обеспечение доступа каждому камчатскому производителю на торговую площадку для реализации собственной продукции в Петропавловске-Камчатском (Камчатский край)

Завершение строительства главного морского вокзала Камчатки

2018

Проведение чемпионата мира по футболу. Завершение реконструкции аэропорта (Калининградская область)

Первый запуск пилотируемого космического корабля с космодрома Восточный (Амурская область)

Ввод в действие газоперерабатывающего завода в Свободненском районе (Амурская область)

Запуск терминала по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга (Ленинградская область)

Завершение строительства регазификационного терминала СПГ (Калининградская область)

Переход Калининграда на экологически безопасный общкественный транспорт

Доведение уровеня газификации Ленинградской области до 65%

Повышение средней продолжительности жителей Ленинградской области до 75%

Доведение до 90% распределения выпускников рабочих специальностей по производственному заказу (Ленинградская область)

Ликвидация очередей в стационарные учреждения социального обслуживания (Камчатский край, Архангельская область)

2019

Завершение строительства первой очереди Ленинградской АЭС-2

Полное изменение облика центра Петропавловска-Камчатского

2020

Увеличение добычи золота на Камчатке с 3 до 12 тонн, платины с 0,5 тонн до 1 тонны

Запуск в эксплуатацию Балтийского завода по производству сжиженного газа (Ленинградская область)

Рост ВРП в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом (Еврейская АО)

Рост наполняемости областного бюджета за счет собственных доходов с 43% в 2014 году до 70% (Еврейская АО)

Удвоение темпов дорожного строительства региональных дорог общего пользования (Архангельская область)

Завершение реконструкции автомобильной трассы «Скандинавия» (Ленинградская область)

Закрытие потребности Камчатского края в яйцах благодаря модернизации птицефабрики

Полное закрытие потребности Камчатского края во врачебных кадрах (включая сельскую глубинку)

Укомплектование медицинских учреждений врачами на 82%, сотрудниками среднего звена на 94%, школ учителями – на 90%

Увеличение численности населения Калининградской области до 1 млн человек. Доведение средней продолжительности жизни до 76,2 лет

Увеличение на 10% среднего объема потребления рыбы и морепродуктов жителями Камчатского края

2022

Завершение реконструкции автодороги Биробиджан-Амурзет (Еврейская АО)

2025

10-кратный рост потока туристов на Камчатку до 820 тыс. в год