| 
 Регион 
 | 
 Глава 
 | 
 Оценка (по 5-бал-льной шкале, в скобках – оценка в прошлом рейтинге) 
 | 
 Сильные стороны 
 | 
 Слабые стороны 
 | 
 Год начала работы во главе региона 
 | 
 Срок окончания полномочий 
 | 
| 
 Адыгея 
 | 
 Аслан Тхакушинов 
 | 
 3 (3+) 
 | 
 Удается поддерживать стабильность в регионе на приемлемом в сравнении со «среднекавказским» уровне. Конкуренты не проявляют высокой публичной активности, а отмена прямых выборов облегчает лоббирование продления полномочий в кулуарах без привязки к текущим рейтингам. 
 | 
 Оборотной стороной отмены прямых выборов может стать непрозрачность решения вопроса о кандидатуре главы, в том числе для действующих республиканских властей. Близкий срок полномочий требует от федеральной власти принятия оперативного решения, которое с учетом относительной периферийности республики для Центра может носить спонтанный характер. 
 | 
 2006 
 | 
 янв.17 
 | 
| 
 Республика Алтай 
 | 
 Александр Бердников 
 | 
 4 (3+) 
 | 
 Является одним из рекордсменов по политическому выживанию. Хотя не является полноценным лидером общественного мнения, хорошие экономические показатели (в том числе развитие туризма), а также развитие особого сектора вип-туризма облегчает коммуникацию с высшими руководителями страны и предъявление результатов своей работы. 
 | 
 Отношение внутри элит к фигуре главы остается весьма сдержанным. Хотя А.Бердников выиграл прямые выборы, это стоило серьезных усилий и не дало ему большого политического преимущества. 
 | 
 2005 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Башкортостан 
 | 
 Рустэм Хамитов 
 | 
 3 (4) 
 | 
 В целом сохранил социально-политическую и экономическую стабильность в традиционно значимом регионе, не допустив серьезных эксцессов – в том числе в межнациональных отношениях. 
 | 
 Смена собственника «Башнефти» создает бюджетные риски и одновременно делает республику одной из приоритетных территорий для «Роснефти». В этой связи могут быть актуализированы тезисы об управленческой слабости главы, снижении лоббистского веса, недостаточном авторитете среди местных элит, нарушениях на выборах в Госдуму, утрате возникшей с заменой М. Рахимова энергетики.  
 | 
 2010 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Бурятия 
 | 
 Вячеслав Наговицын 
 | 
 2 (3) 
 | 
 Республика долгие годы остается относительно периферийной для федеральной власти, а активность претендующих на контроль над республикой лоббистов невысока. Кроме того, удается избегать возникновения резонансных конфликтов в межэтнических отношениях. 
 | 
 Многочисленные конфликты с местными элитами окажутся в центре внимания вследствие необходимости принять кадровое решение из-за окончания срока полномочий. 
  
 | 
 2007 
 | 
 Май 17 
 | 
| 
 Дагестан 
 | 
 Рамазан Абдулатипов 
 | 
 3 (4) 
 | 
 После смены власти в республике удалось добиться снижения террористической активности и интенсивности контртеррористических операций. При этом в значимых для Центра ситуациях не препятствовал действиям федеральных силовых структур. 
 | 
 В случае обострения ситуации может быть реанимирован тезис о недостаточной управляемости, неполной готовности к выстраиванию сложных межклановых и межнациональных балансов. Также вопрос о власти в республике может стать проекцией расстановки сил между федеральными бизнес-группами, имеющими интересы в Дагестане (С.Керимов, З.Магомедов). Кроме того, наблюдается рост публичной активности ранее занимавшего пост главы республики М.Магомедова.  
 | 
 2013 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Ингушетия 
 | 
 Юнус-Бек Евкуров 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Значимость противовеса Р.Кадырову на Северном Кавказе, реализующего альтернативную чеченской модель выстраивания социально-политического баланса. 
 | 
 Не удалось преодолеть проблему отсутствия социально-экономической самодостаточности республики. Критика семейственности во власти со стороны оппозиции.  
 | 
 2008 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Кабардино-Балкария 
 | 
 Юрий Коков 
 | 
 4 (4) 
 | 
 На фоне относительной стабильности федеральный Центр не имеет оснований активно вовлекаться в ситуацию внутри республики и брать на себя ответственность за серьезное изменение баланса сил. 
 | 
 Выходцы из республики продолжают периодически фигурировать в конфликтах вокруг незаконных вооруженных формирований.  
 | 
 2013 
 | 
 окт.19 
 | 
| 
 Калмыкия 
 | 
 Алексей Орлов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Позволяет федеральной власти не вовлекаться во внутриреспубликанскую ситуацию, избегая серьезного обострения линий политической напряженности. 
 | 
 В силу периферийного положения республики в качестве контраргумента всегда может быть предъявлен тезис о дефиците позитивной динамики.  
 | 
 2010 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Карачаево-Черкесия 
 | 
 Рашид Темрезов 
 | 
 4 (4-) 
 | 
 Недавнее переназначение на фоне способности позиционироваться в качестве «современного» управленца. 
 | 
 Федеральный Центр слабо вовлечен во внутриреспубликанскую ситуацию, однако любое нарушение межэтнического и межкланового баланса в сложной с точки зрения национальных отношений и элитной конфигурации республике может побудить к переосмыслению результатов политики последних лет. 
 | 
 2008 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Карелия 
 | 
 Александр Худилайнен 
 | 
 3- (3) 
 | 
 Сумел нейтрализовать большую часть оппонентов, которые не смогли конвертировать рейтинги во властные позиции. Способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс. Вопреки прогнозам, относительно легко провел кампанию по выборам в Госдуму.  
 | 
 По мере приближения конца срока полномочий наблюдается дефицит позитивных аргументов в пользу его продления. Итоговое решение будет обусловлено в большей степени позицией и расстановкой сил федеральных лоббистских групп, а не ситуацией в самой республике. 
 | 
 2012 
 | 
 Май 17 
 | 
| 
 Коми 
 | 
 Сергей Гапликов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Стремится сохранять эффект федерального назначенца, принявшего на себя «тяжелое наследие» прежнего руководства. Смог снизить влияние ряда бизнес-групп и при необходимости назвать их «виновниками» в случае ухудшения экономической или инфраструктурной ситуации. 
 | 
 «Дело Гайзера» парализовало существовавшую в республике систему управления, а продолжение череды уголовных дел усилило «фактор страха» среди высшего и среднего управленческого звена. Выстраивание новой управленческой конфигурации взамен разрушенной все еще находится в стартовой стадии. 
 | 
 2015 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Марий Эл 
 | 
 Леонид Маркелов 
 | 
 3 (4-) 
 | 
 Продемонстрировал способность вопреки высокому антирейтингу и электоральной усталости победить на прямых выборах. По отдельным подотраслям в экономике наблюдается улучшение показателей вследствие увеличения оборонных заказов. Для возможных внешних конкурентов республика остается малопривлекательным активом. 
 | 
 Переизбрание на новый срок произошло со скрипом. Кроме того, устойчиво пропагандируется тезис о постепенной утрате связи главы республики с реальностью. 
 | 
 2000 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Мордовия 
 | 
 Владимир Волков 
 | 
 4- (4) 
 | 
 В республике сохраняется социально-политическая стабильность. Подготовка к проведению Чемпионата мира-2018 остается одним из приоритетов и одновременно драйверов инфраструктурного развития. Постепенное дистанцирование нынешних элит от Н.Меркушкина снижает риски, возможные в случае замены самарского губернатора. 
 | 
 В.Волков воздерживался от попыток инициировать досрочные прямые выборы главы республики, что создает интригу накануне окончания полномочий. Проблемой для региона остается высокий уровень долговой нагрузки (хотя, по мнению ряда экспертов, речь в основном идет о бюджетных кредитах, которые федеральный Центр неформально обещал реструктурировать). 
 | 
 2012 
 | 
 Май 17 
 | 
| 
 Саха 
 | 
 Егор Борисов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Руководит самодостаточным регионом, обеспечивающим благоприятную экономическую статистику и не формирующим негативную повестку дня на федеральном уровне. Отсутствие претензий со стороны федерального Центра. Поддержка со стороны "Алросы". 
 | 
 Как и любая закрытая управленческая система, административная система республики остается уязвимой для критики – в том числе за жесткость и элементы этнократии. Проблемой для Е.Борисова стало также безальтернативное выдвижение по округу в Госдуму одного из ключевых оппонентов – Ф.Тумусова. Дополнительную неопределенность может создать смена федерального куратора «Алросы». 
 | 
 2010 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Северная Осетия 
 | 
 Вячеслав Битаров 
 | 
 4 (4-) 
 | 
 Сохраняет карт-бланш благодаря недавнему вступлению в должность. 
 | 
 Кадровые решения по Северной Осетии принимались в последнее время весьма хаотично и не смогли преодолеть существующий в республике раскол элит.  
 | 
 2016 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Татарстан 
 | 
 Рустам Минниханов 
 | 
 5 (5) 
 | 
 Республика считается одним из «образцовых» регионов с точки зрения как экономики, так и политической управляемости. Это подкрепляется сильными лоббистскими позициями, а также неготовностью Центра вести собственную игру в республиканской политике. Кроме того, в мусульманском мире Минниханов способен отчасти уравновешивать активность Р.Кадырова и подключаться к участию в важных дипломатических вопросах (в том числе в части отношений с Турцией и другими тюркскими странами), является элементом баланса внутри мусульманского духовенства России. 
 | 
 Некоторые из экспертов указывают на диспропорцию между политически самостоятельной позицией республики и относительно слабым интересом к политике со стороны Р.Минниханова, предпочитающего больше концентрироваться на экономических вопросах. При этом республика не защищена от всплесков раздражения со стороны части федеральных элит в связи с ее подчеркнутой автономностью, а также периодическим выдвижением резонансных инициатив (например, продлением нового договора о разграничении полномочий с федеральным Центром). 
 | 
 2010 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Тува 
 | 
 Шолбан Кара-оол 
 | 
 4+ (4) 
 | 
 Недавно победил на выборах главы республики. Сильной стороной остается поддержка С.Шойгу, позиции которого в Сибири после назначения полпредом С.Меняйло укрепились. 
 | 
 Республика остается несамодостаточным регионом со слабой экономикой, зависимостью от федерального бюджета и высоким потенциалом обострения межнациональной напряженности. 
 | 
 2007 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Удмуртия 
 | 
 Александр Соловьев 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Сумел избежать ослабления управленческой системы в республике, позиции которой в экономике улучшаются благодаря росту объемов оборонного заказа. 
 | 
 Результаты работы остаются малоузнаваемыми на федеральном уровне, где нет четкого представления о степени успешности работы главы. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Хакасия 
 | 
 Виктор Зимин 
 | 
 3 (3-) 
 | 
 Хорошо знает ситуацию в республике, опираясь при этом на поддержку представленных здесь бизнес-групп, а также федеральных политических союзников. 
 | 
 В последние годы часто оказывается под ударом – в том числе в связи с антикоррупционными расследованиями и ростом бюджетных долгов. 
 | 
 2009 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Чечня 
 | 
 Рамзан Кадыров 
 | 
 5 (4) 
 | 
 Позиционируется как подчеркнуто безальтернативная фигура с рекордными лоббистскими возможностями, благодаря которым сумел сохранить проведение прямых выборов главы и предотвратить сокращение бюджетных ассигнований. 
 | 
 Оборотной стороной публичного стиля поведения и лоббистских успехов является накопление конфликтного потенциала в отношениях с федеральными ведомствами. При этом федеральные власти часто не имеют возможности для оценки реального уровня стабильности в республике и прочности созданной управленческой конструкции. 
 | 
 2007 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Чувашия 
 | 
 Михаил Игнатьев 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Сумел «пересидеть» несколько атак со стороны оппонентов и претендентов на пост главы республики, избегая открытого вовлечения в публичные конфликты. 
 | 
 Не создал репутацию сильного управленца с мощной историей успеха.  
 | 
 2010 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Алтайский край 
 | 
 Александр Карлин 
 | 
 3+ (4) 
 | 
 Сумел гармонизировать отношения с ключевыми бизнес-группами, не допустить появления сильных оппонентов, стабилизировать ситуацию в Рубцовске. 
 | 
 Относительно низкая популярность и подчеркнуто жесткий стиль управления увеличивают число оппонентов и делают уязвимой для критики мишенью. 
 | 
 2005 
 | 
 авг.14 
 | 
| 
 Забайкальский край 
 | 
 Наталья Жданова 
 | 
 4 (3) 
 | 
 Недавно победила на выборах, используя ресурс федеральной поддержки. 
 | 
 Приход на пост губернатора расценивается многими как случайный. Возможности вывода региона из исторически депрессивной экономической ситуации пока не очевидны. 
 | 
 2016 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Камчатский край 
 | 
 Владимир Илюхин 
 | 
 4- (5-) 
 | 
 Сумел избежать формирования негативной повестки дня. 
 | 
 Как и соседние главы, остается заложником между провозглашенными приоритетами развития Дальнего Востока и малоочевидными результатами этой политики. 
 | 
 2007 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Краснодарский край 
 | 
 Вениамин Кондратьев 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Постепенно перешел к формированию собственной управленческой команды. Сумел сохранить внимание федеральной власти к развитию региона – в том числе в связи с проведением Чемпионата мира по футболу. 
 | 
 Критики указывают на постепенное снижение политической управляемости, периодические всплески социального недовольства, постепенное формирование оппонирующего полюса влияния вокруг А.Ткачева, зависимость губернатора от взаимоотношений между крупными федеральными ведомствами, а также угрозу снижения интереса Центра к вложениям в туристические объекты региона в связи с приоритетным развитием Крыма. 
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Красноярский край 
 | 
 Виктор Толоконский 
 | 
 4 (3) 
 | 
 Несмотря на существующий в крае скептицизм относительно политических возможностей губернатора, сумел одержать победу над сторонниками А.Быкова в ходе выборов в Госдуму РФ. В пользу губернатора также играют сбалансированность отношений с ключевыми бизнес-группами и конструктивный диалог с традиционно влиятельным ЗС. 
 | 
 По-прежнему слабо вписывается в местную ментальность, оставаясь мало понятным и для граждан, и для элит, привыкших выстраивать сложные комбинации. Лоббистские возможности на федеральном уровне остаются неочевидными. Возможны риски в связи с предстоящими непрямыми выборами мэра Красноярска. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Пермский край 
 | 
 Виктор Басаргин 
 | 
 2+ (3-) 
 | 
 Экономические показатели региона остаются благоприятными, а осенние выборы позволили ослабить позиции внутриэлитных оппонентов. Сохранение контроля над краевым парламентом повысило вероятность того, что к моменту выборов оппоненты придут не на пике форме, а широкая антигубернаторская коалиция создана не будет. 
 | 
 Вторая смена политической команды в течение года создает впечатление отсутствия понятной стратегии. По мере приближения конца полномочий будут попытки актуализировать темы слабого политического контроля, дезорганизации управления, внутриэлитного раскола, многочисленных уголовных дел в отношении сотрудников. Силовыми структурами неоднозначно воспринимается союз губернатора с пермской городской группировкой. 
 | 
 2012 
 | 
 Май 17 
 | 
| 
 Приморский край 
 | 
 Владимир Миклушевский 
 | 
 3+ (4) 
 | 
 Благодаря успешному проведению крупных мероприятий и форумов создал региону образ «витрины» политики России на Дальнем Востоке. Арест мэра Владивостока И.Пушкарева ослабил позиции внутриэлитных оппонентов. 
 | 
 Арест И.Пушкарева усилил уровень управленческой дезорганизации и повысил риски, связанные с активным участием правоохранительных органов в политической жизни края. Фактором риска может стать отсутствие консенсуса по поводу успехов работы губернатора на своем посту.  
 | 
 2012 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ставропольский край 
 | 
 Владимир Владимиров 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Сумел переломить традицию частой замены губернаторов в крае. Экономические показатели региона в целом благоприятны, несколько снижен общий уровень депрессии среди населения. 
 | 
 Проблема экономической и иной экспансии из соседних регионов не разрешена и продолжает обостряться. 
 | 
 2013 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Хабаровский край 
 | 
 Вячеслав Шпорт 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Закрепился на своем посту, минимизируя негативную повестку и создавая ожидания от края в контексте развития нефтегазовых и оборонных проектов. 
 | 
 Сохраняются проблемы в отношениях как с полпредством, так и с властями Хабаровска. На это накладывается дефицит общепризнанных достижений и общее накопление усталости. 
 | 
 2009 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Амурская область 
 | 
 Александр Козлов 
 | 
 3 (3+) 
 | 
 Несмотря на случайный характер назначения, сумел отбить первые атаки на себя и начать попытки выстраивания собственной конфигурации. 
 | 
 Существует почти не решаемая проблема невыигрышного позиционирования в сравнении с предшественником О.Кожемяко. На дефицит личной популярность накладываются слабые позиции в элитах и уязвимость перед атаками оппозиционных партий. 
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Архангельская область 
 | 
 Игорь Орлов 
 | 
 3 (4) 
 | 
 Сумел длительное время «продержаться» на губернаторском посту – в том числе благодаря пассивности конкурентов и отсутствию консенсусного кандидата на замену. 
 | 
 Ослабление лоббистского потенциала на федеральном уровне может стать импульсом к очередному обострению конфликтности в политической жизни региона.  
 | 
 2012 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Астраханская область 
 | 
 Александр Жилкин 
 | 
 4- (4-) 
 | 
 Политическое долгожительство позволило наработать значительные связи (в том числе благодаря организации вип-туризма), а также спозиционировать регион как «форпост» России на границе с мусульманским миром. 
 | 
 Общее накопление элитной и электоральной усталости сопровождается ухудшением бюджетной ситуации. 
 | 
 2004 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Белгородская область 
 | 
 Евгений Савченко 
 | 
 4- (5) 
 | 
 Наработал репутацию эффективного управленца и политического долгожителя, создав схему жесткого политического управления и с выигрышем использовав положение пограничного с Украиной региона и тему импортозамещения в сельском хозяйстве. 
 | 
 Оценка реальной прочности политического режима (в том числе перспектив оппозиции и общей электоральной и элитной усталости) затруднена в силу того, что региональная политическая система последний раз сталкивалась со стрессовыми вызовами в 1999 году. В минус областным властям играет также сложная долговая ситуация. 
 | 
 1993 
 | 
 окт.17 
 | 
| 
 Брянская область 
 | 
 Александр Богомаз 
 | 
 4- (4) 
 | 
 На фоне коррупционных скандалов прошлых лет создал репутацию «малозаметного» региона, одновременно выдавив предыдущие элиты благодаря уголовному делу в отношении предшественника. 
 | 
 Задачи предъявления достижений и управленческих компетенций остаются на сегодняшний день нерешенными. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Владимирская область 
 | 
 Светлана Орлова 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Смогла сломить внешнее сопротивление областной и муниципальных элит, одновременно повысив общественные ожидания от действий власти. 
 | 
 Проблемы «принятия» управленческого стиля губернатора полностью не сняты, а публичная гиперактивность нередко вызывает раздражение и иронию как внутри региона, так и у федеральных наблюдателей. 
 | 
 2013 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Волгоградская область 
 | 
 Андрей Бочаров 
 | 
 3 (3+) 
 | 
 Смог снизить влияние правоохранительных органов на политическую жизнь региона и сформировал пул из одномандатников в Госдуме. Предпринял серию шагов по привлечению инвестиций. 
 | 
 Остаются нерешенными проблемы общей социальной депрессии и внутриэлитных разногласий. Некоторые шаги губернатора оказываются уязвимы для конфликтных и скандальных интерпретаций.  
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Вологодская область 
 | 
 Олег Кувшинников 
 | 
 3+ (4-) 
 | 
 Продемонстрировал способность балансировать между решением текущих экономических задач и взаимодействием с ключевыми донорами областного бюджета. Укрепил позиции в областном центре.  
 | 
 Ухудшение социально-экономической конъюнктуры не преодолено, периодически имеют место конфликты с муниципалитетами. 
 | 
 2011 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Воронежская область 
 | 
 Алексей Гордеев 
 | 
 4-/4 (5-) 
 | 
 Входит в число наиболее влиятельных на федеральном уровне глав регионов.  
Широкие элитные связи позволяют не принимать во внимание локальные эксцессы и нейтрализовывать действия оппонентов. 
 | 
 Выборы в Госдуму происходили конфликтно, а начавшаяся после них борьба за отмену прямых выборов мэра Воронежа актуализировала внутриэлитные противоречия и ухудшила медийный фон. 
  
 | 
 2009 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ивановская область 
 | 
 Павел Коньков 
 | 
 3 (4-) 
 | 
 Поддержка со стороны М.Меня. Относительная значимость региона для федеральной власти с учетом «плесского» фактора. 
 | 
 Область является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты. 
 | 
 2013 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Иркутская область 
 | 
 Сергей Левченко 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Сохраняет символически значимый статус «модельного» политика, олицетворяющего конкурентность губернаторских выборов. Выстроил отношения с ведущими бизнес-группами, избегая обострения отношений с федеральным Центром. 
 | 
 Основными факторами риска являются обострение отношений с муниципалитетами и конфликты внутри команды. 
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Калининградская область 
 | 
 Антон Алиханов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 На фоне нескольких указов о назначении Н.Цуканова врио главы региона в 2015 году и непродолжительности губернаторства Е.Зиничева у федеральной власти имеется запрос на появление определенности с персоной руководителя области. 
 | 
 Не преодолены проблемы, связанные со слабой укорененностью в регионе, а также необходимостью электорального рейтинга и управленческого опыта. 
 | 
 2016 
 | 
 врио 
 | 
| 
 Калужская область 
 | 
 Анатолий Артамонов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Несмотря на негативную конъюнктуру, сохраняется эффект от наработанной в прежние годы репутации эффективного управленца и автора «экономического чуда». 
 | 
 Спад в инвестиционно емких отраслях и отсутствие позитивной динамики в автопроме ставят под вопрос репутацию «инвестиционного инноватора» и актуализируют тему накопления электоральной усталости.  
 | 
 2000 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Кемеровская область 
 | 
 Аман Тулеев 
 | 
 3 (4+) 
 | 
 Продемонстрировал жесткий настрой на сопротивление «антикоррупционным» атакам на областную администрацию. Поставил себя в положение, при котором писать заявление об отставке не готов, а увольнение от должности «по недоверию» остается для федеральной власти маловероятным по политическим и психологическим основаниям. 
 | 
 Стал объектом атак правоохранительных органов и начала попыток проектирования «посттулеевской» конфигурации сил, которые могут сделать более заметными трения между губернатором и ключевыми бизнес-группами. 
 | 
 1997 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Кировская область 
 | 
 Игорь Васильев 
 | 
 4 (4-) 
 | 
 Недавнее значение вкупе с взаимодействием с правоохранительными органами и опытом работы на федеральном уровне создают эффект ожиданий от нового губернатора. 
 | 
 Слабая укорененность в регионе дополняется тревожностью местных элит, которые в силу опасений дальнейших «антикоррупционных» шагов не проявляют активности и не могут служить полноценной опорой.  
 | 
 2016 
 | 
 врио 
 | 
| 
 Костромская область 
 | 
 Сергей Ситников 
 | 
 3+ (4) 
 | 
 Сумел выйти из конфликтных ситуаций, не совершив очевидных промахов. Внимание к региону внешних интересантов остается низким. 
 | 
 Пока не создал собственную историю управленческого и политического успеха. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Курганская область 
 | 
 Алексей Кокорин 
 | 
 4 (4) 
 | 
 С учетом традиционно заниженных ожиданий от экономики региона демонстрирует управленческую волю и стремление к изменениям. 
 | 
 Возможности предъявления менеджерских успехов по-прежнему остаются ограниченными. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Курская область 
 | 
 Александр Михайлов 
 | 
 4- (3+) 
 | 
 Является рекордсменом по политическому выживанию. Хотя этот рекорд считается трудно объяснимым, период основных проблем оказался позади и атаки на А.Михайлова оказались отбиты. 
 | 
 Необъясненность феномена политического выживания А.Михайлова в любой момент может сделать его мишенью для критики, привести к его позиционированию как «менеджера старой формации» и персоны, притягивающей электоральную усталость. 
 | 
 2000 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ленинградская область 
 | 
 Александр Дрозденко 
 | 
 5- (4) 
 | 
 Оказался в роли одного из самых успешных назначенцев 2012 года. Добился усиления диверсификации экономики, позволяющей использовать как транзитное положение региона (развитие портов, модернизация инфраструктуры перед Чемпионатом мира по футболу-2018), так и периодические волны самоизоляции (развитие сельского хозяйства и т.п.). 
 | 
 Регион остается крайне привлекательным для потенциальных интересантов, в том числе в контексте решения вопроса о власти в Санкт-Петербурге. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Липецкая область 
 | 
 Олег Королев 
 | 
 4- (4) 
 | 
 Несмотря на экономическую привлекательность, регион почти отсутствует в федеральной повестке дня. Отношения с Новолипецким металлургическим комбинатом в целом стабилизированы, серьезное взаимное раздражение не накапливается. 
 | 
 Регион интересен для конкурентов. Оборотной стороной отсутствия региона в повестке дня может стать отсутствие у губернатора устойчивой репутации успешного менеджера, добившегося мощных результатов. 
 | 
 1998 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Магаданская область 
 | 
 Владимир Печеный 
 | 
 4- (5) 
 | 
 Не допускает формирования негативной повестки. Сохраняет высокий уровень контроля как над экономической, так и над политической жизнью региона. 
 | 
 Успешность работы на посту губернатора почти не была предметом дискуссии. Как следствие, существуют возможности как позитивной, так и негативной интерпретации результатов его работы. 
 | 
 2013 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Московская область 
 | 
 Андрей Воробьев 
 | 
 3+ (4-) 
 | 
 Общефедеральная известность в сочетании с образом современного и перспективного губернатора, ориентированного на формирование сильной команды. Это подкрепляется федеральными связями и высокой публичной активностью. 
 | 
 Отношения с элитами внутри региона часто напряжены – при этом недовольная часть имеет широкие возможности для трансляции своих интерпретаций в федеральные органы власти. Новым поводом к этому может стать начавшаяся муниципальная реформа. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Мурманская область 
 | 
 Марина Ковтун 
 | 
 4 (4-) 
 | 
 Избежала использования избирательной кампании для ослабления своих позиций, продемонстрировав дальнейший рост претензий по влиянию на региональные элиты. 
 | 
 «Зачистка» Мурманска от А.Веллера не привела к формированию в городе прогубернаторской конфигурации. Конфликтный стиль взаимодействия с элитами способен создавать дополнительное напряжение. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Нижегородская область 
 | 
 Валерий Шанцев 
 | 
 2 (3+) 
 | 
 Губернатор-«тяжеловес» с большими федеральными связями, сумевший обеспечить собственное политическое доминирование на территории области и придать динамику ее экономическому развитию. 
 | 
 Затяжной конфликт вокруг контроля над Нижним Новгородом стал серьезной пробоиной в имидже «всесильного» губернатора. Традиционно высокой остается неопределенность вокруг стратегий нынешних и бывших руководителей полпредства в отношении региона.  
 | 
 2005 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Новгородская область 
 | 
 Сергей Митин 
 | 
 3- (3+) 
 | 
 Способен эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками. Некоторые эксперты указывают, что лоббистскому потенциалу способствует взаимодействие с валдайским дачным комьюнити. 
 | 
 Приближение срока окончания полномочий актуализирует негативную повестку – в том числе нерешенный вопрос о власти в областном центре и уголовные дела в отношении окружения губернатора. 
 | 
 2007 
 | 
 окт.17 
 | 
| 
 Новосибирская область 
 | 
 Владимир Городецкий 
 | 
 3- (3-) 
 | 
 Результаты на выборах оказались выше ожидаемых – в том числе благодаря способности сформировать элитную коалицию под эгидой «Единой России». 
 | 
 Дефицит личной харизмы особенно заметен на фоне соперничества с мэром Новосибирска А.Локтем.  
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Омская область 
 | 
 Виктор Назаров 
 | 
 3+/4- (4) 
 | 
 В ходе выборов в Госдуму добился неплохих результатов, не допустив усиления позиций КПРФ. Способен к выстраиванию взаимодействия с отдельными федеральными бизнес-группами, в том числе Сбербанком. 
 | 
 В регионе с высокой внутренней конкуренцией остается аполитичной фигурой, вследствие чего может не успеть отреагировать на возможное формирование негативной для губернатора повестки (как это едва не случилось на выборах в 2015 году).  
 | 
 2012 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Оренбургская область 
 | 
 Юрий Берг 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Выстроенность отношений с ключевыми бизнес-группами в экономически самодостаточном регионе позволяет сохранять доминирование в регионе. Попытки консолидации недовольства властью вокруг оппозиционных фигур завершились неудачей. 
 | 
 Присутствует скрытая внутриэлитная фронда – особенно в областном центре, где не удалось установить полноценную «химию» в отношениях с элитами и частью жителей.  
 | 
 2010 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Орловская область 
 | 
 Вадим Потомский 
 | 
 2 (3) 
 | 
 Наступательный стиль и статус политического назначенца от КПРФ позволяют внутри региона владеть политической инициативой и развивать наступление на оппонентов. 
 | 
 Критики позиционируют губернатора как эксцентричную и импульсивную фигуру, предпочитающую работать в конфликтной повестке дня. Против В.Потомского может сыграть исчерпанность ресурса модели «коалиционных губернаторов». 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Пензенская область 
 | 
 Иван Белозерцев 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Сумел подтвердить представление об устойчивом положении региона. Кончина экс-губернатора В.Бочкарева позволила не допустить формирования параллельного центра политического влияния. 
 | 
 Относительная малозаметность региона для федеральной власти порождает дефицит лоббистских ресурсов.  
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Псковская область 
 | 
 Андрей Турчак 
 | 
 2+ (2+) 
 | 
 Неоднократно демонстрировал способность выходить из-под удара и корректировать направление негативных для себя «подводных течений». Положение одного из «аллергенов» в глазах либеральной оппозиции долгое время способствовало сохранению в должности в условиях антилиберального тренда. 
 | 
 Мотивация к продолжению карьеры в регионе относительно низка. При этом Псковская область может оказаться удобной площадкой для демонстрации перезагрузки отношений власти и оппозиции через замену наиболее спорных с точки зрения публичного имиджа персон. 
 | 
 2009 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ростовская область 
 | 
 Василий Голубев 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Удачно позиционирует область как приграничный регион (что стабилизирует отношения с силовыми структурами), а также использует тему импортозамещения в сельском хозяйстве. Выстроил сбалансированные отношения с федеральными элитами. 
 | 
 Реальный уровень напряженности внутри элит до конца не прояснен. Регион привлекателен для внешних игроков. 
 | 
 2010 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Рязанская область 
 | 
 Олег Ковалев 
 | 
 3 (4) 
 | 
 Успешно преодолевал прошлые кризисные ситуации, связанные с угрозой замены. Одной из причин этого была низкая привлекательность региона для внешних игроков. 
 | 
 Приближение срока окончания полномочий возвращает на повестку дня проблемы дефицита достижений на фоне состояния здоровья. 
 | 
 2008 
 | 
 окт.17 
 | 
| 
 Самарская область 
 | 
 Николай Меркушкин 
 | 
 2+ (4-) 
 | 
 Управленческий опыт в сочетании с федеральными связями создает некоторый запас прочности – особенно с учетом сложности поиска и согласования кандидата на замену. 
 | 
 Публичная сверхактивность вызывает раздражение элит разных уровней и избыточную общероссийскую узнаваемость. Существуют проблемы вокруг легитимности голосования по выборам в Госдуму. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Саратовская область 
 | 
 Валерий Радаев 
 | 
 2+/ (3+) 
  
 | 
 Исторически находится в тени федеральных политиков. Позволяет не допустить формирования негативной повестки вокруг региона. 
 | 
 Дефицит политической субъектности делает уязвимой фигурой для оппонентов и снижает ценность для сторонников. 
 | 
 апр.12 
 | 
 апр.17 
 | 
| 
 Сахалинская область 
 | 
 Олег Кожемяко 
 | 
 4+ (5) 
 | 
 Обладает значительным кредитом доверия на федеральном уровне благодаря опыту работы в предыдущих регионах. Смог создать ожидания среди населения. Способен реализовывать федеральные инициативы, связанные с перераспределением финансов между дальневосточными регионами. 
 | 
 В силу предшествующего опыта возможна недооценка рисков, связанных с элитным недовольством. Внутри региона существуют вопросы к качеству управленческой команды.  
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Свердловская область 
 | 
 Евгений Куйвашев 
 | 
 2+ (3) 
 | 
 Занялся выстраиванием конфигурации с местными элитами, временно снизив остроту раскола. Активность способных к оппонированию бизнес-групп постепенно снижается. 
 | 
 Близкий срок окончания полномочий ставит вопрос об избираемости на конкурентных выборах с учетом дефицита харизмы и низкой популярности. Решение возглавить областное правительство может притягивать электоральные риски. 
 | 
 2012 
 | 
 Май 17 
 | 
| 
 Смоленская область 
 | 
 Алексей Островский 
 | 
 3 (4) 
 | 
 Политический статус назначенца ЛДПР с учетом попыток В.Жириновского позиционироваться в качестве главного сторонника действующей власти среди оппозиционных парламентских партий. Привлекательность региона для внешних игроков невелика. 
 | 
 Дефицит позитивной динамики не позволил создать полноценную историю успеха, сделав уязвимой для критики фигурой и заложником жизнеспособности конфигурации с оппозиционными губернаторами. 
 | 
 2012 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Тамбовская область 
 | 
 Александр Никитин 
 | 
 4 (5) 
 | 
 Сохраняется федеральный кредит доверия. Демонстрирует  
активность по привлечению инвестиций. 
 | 
 Пока не создал вокруг себя мощной волны ожиданий. Против губернатора может быть использована недавняя попытка выдвижения кандидатуры на выборах в РАН. 
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Тверская область 
 | 
 Игорь Руденя 
 | 
 4+ (2) 
 | 
 Недавнее избрание на фоне существенной федеральной поддержки. 
 | 
 Слабая укорененность в регионе. Условная легитимность в связи с победой на неконкурентных выборах. Слабое имиджевое позиционирование.  
 | 
 2016 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Томская область 
 | 
 Сергей Жвачкин 
 | 
 3- (4) 
 | 
 Смог снизить градус социально-политической активности в регионе. Может опереться на поддержку «Газпрома». 
 | 
 Не сумел добиться проведения досрочных выборов, что с учетом близкого срока окончания полномочий будет прочитываться как слабость. 
 | 
 2012 
 | 
 Март 17 
 | 
| 
 Тульская область 
 | 
 Алексей Дюмин 
 | 
 5- (2) 
 | 
 Одержал победу на прямых выборах при демонстративной федеральной поддержке. 
 | 
 Пока только нарабатывает навыки оперативного управления на уровне региона, не имея возможности полноценно опереться на местные элиты. 
 | 
 2016 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Тюменская область 
 | 
 Владимир Якушев 
 | 
 4+ (5) 
 | 
 Укрепил позиции в отношениях с автономными округами, в том числе опираясь на налаженные связи с нефтегазовыми компаниями и федеральный лоббистский ресурс.  
 | 
 Регион остается привлекательным для внешних игроков, а попытки проводить линию на укрупнение регионов могут нести в себе дополнительные риски.  
 | 
 2005 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ульяновская область 
 | 
 Сергей Морозов 
 | 
 4 (4) 
 | 
 Вопреки активности оппонентов сумел добиться продления полномочий и победил на губернаторских выборах. Позиции на федеральном уровне удалось стабилизировать. 
 | 
 Сохраняются риски, связанные с частой ротацией команды и внутриэлитной напряженностью. 
 | 
 2004 
 | 
 сент.21 
 | 
| 
 Челябинская область 
 | 
 Борис Дубровский 
 | 
 3 (4-) 
 | 
 Отсутствие очевидных кандидатов на замену. 
 | 
 Дефицит управленческих и политических компетенций на фоне повышенной активности правоохранительных органов и наличия большого количества скрытых оппонентов в элитах. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ярославская область 
 | 
 Дмитрий Миронов 
 | 
 4 (3-) 
 | 
 Недавнее назначение, продвижение репутации чиновника с федеральным бэкграундом. Предпринял оперативные шаги по комплектованию собственной команды. 
 | 
 Невыстроенность отношений с местными элитами на фоне необходимости наработки управленческих навыков. Устойчивость традиций конкуренции в местной политике. 
 | 
 2016 
 | 
 врио 
 | 
| 
 Москва 
 | 
 Сергей Собянин 
 | 
 5- (4-) 
 | 
 Доверие президента. Отсутствие серьезных ограничений со стороны Мосгордумы, местных элит, политических партий. Способность построить сбалансированные отношения с федеральными элитными группами. Отсутствие жесткого давления со стороны силовых структур. 
 | 
 Низкая эффективность управления медийными кампаниями (при решении технических ситуация приходится тратить личный политический капитал). Отсутствие системы управления политическими рисками усугубляется дефицитом личной харизмы. 
 | 
 2010 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Санкт-Петербург 
 | 
 Георгий Полтавченко 
 | 
 3- (4) 
 | 
 Сумел не допустить нарастания в городе протестных настроений. Сложность согласования кандидата на замену обеспечивает карьерное долголетие. 
 | 
 Личная мотивация оставаться на посту относительно невелика на фоне разговоров о возможности перехода на федеральный уровень. Негативный информационный фон создается скандалами вокруг подготовки к Чемпионату мира по футболу, привлекающими внимание правоохранительных органов.  
 | 
 2011 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Еврейская автономная область 
 | 
 Александр Левинталь 
 | 
 4 (5) 
 | 
 Относительно недавнее назначение создало дополнительные ожидания внутри и за пределами региона – особенно в случае успеха политики привлечения инвестиций и создания территории опережающего развития. 
 | 
 Приходится действовать в условиях ухудшения бюджетной ситуации, преодолевать проблемы кадрового дефицита и инерцию восприятия как «неместного». 
 | 
 2015 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Ненецкий автономный округ 
 | 
 Игорь Кошин 
 | 
 4- (4-) 
 | 
 Инициативность. Активность. Наличие союзников на федеральном уровне. Обсуждение гипотетических сценариев объединения с Архангельской областью при доминировании НАО. 
 | 
 Отмена прямых выборов создала угрозу снижения политической субъектности, значимой с учетом традиций высокой динамики внутриэлитной жизни. Задачи создания успешного управленческого кейса пока не решены. 
 | 
 2014 
 | 
 сент.19 
 | 
| 
 Ханты-Мансийский автономный округ 
 | 
 Наталья Комарова 
 | 
 3 (4+) 
 | 
 Сумела выстроить отношения с частью нефтяных компаний. Отмена прямых выборов снизила политический вес губернатора, однако помогла избежать электоральных рисков. 
 | 
 Присутствует высокая конфликтность на окружном, муниципальном и областном уровне, которая может сделать губернатора мишенью для атак с учетом высокой привлекательности региона для любых претендентов. 
 | 
 2010 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Чукотский автономный округ 
 | 
 Роман Копин 
 | 
 4 (5) 
 | 
 Округ не создает проблем для федеральной повестки. 
 | 
 Отсутствует устойчивая управленческая репутация как позитивного, так и негативного содержания. 
 | 
 2008 
 | 
 сент.18 
 | 
| 
 Ямало-Ненецкий автономный округ 
 | 
 Дмитрий Кобылкин 
 | 
 4+ (5) 
 | 
 Возглавляет один из «витринных» регионов в части социально-экономической политики. При этом успешно выстраивает отношения с «Газпромом» и «Новатэком». 
 | 
 Отмена прямых выборов делает неравновесными отношения с Тюменской областью. Периодически номинируется в числе кандидатов на федеральные посты. 
 | 
 2010 
 | 
 сент.20 
 | 
| 
 Крым 
 | 
 Сергей Аксенов 
 | 
 4 
 | 
 Выступил одним из лидеров в процессе присодинения Крыма к России. Успешно использует приоритетность темы Крыма для федеральных властей 
 | 
 Вступает в периодические конфликты с федеральными ведомствами. Существует риск выдвижения депутатов Госдумы от Крыма в качестве альтернатив действующему главе. 
 | 
 2014 
 | 
 сент. 19 
 | 
| 
 Севастополь 
 | 
 Дмитрий Овсянников 
 | 
 5- 
 | 
 Удачно использует имиджевый эффект после замены непопулярного губернатора. Заключил ситуативный союз с А.Чалым. Добился возвращения прямых выборов. Может опереться на федеральные бизнес-группы. 
 | 
 Не имеет достаточного опыта в публичной политике. Стоит перед задачей наращивания электорального рейтинга. Возможна недооценка остроты элитных противоречий и протестного потенциала в городе. 
 | 
 2016 
 | 
 Врио 
 |